Аюрведа


Аюрведа, или Аюр-веда (от санскр. «ayus» — «значение жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и «veda» — знание) — традиционная система индийской ведической медицины, сформированная в результате слияния культур ариев и дравидов. «Аюр-веда» может быть переведено как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «науки жизни». Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) «Атхарва-веды» и основывается на философской системе санкхья.

Аюрведа, или Аюр-веда — традиционная система индийской ведической медицины, сформированная в результате слияния культур ариев и дравидов.

Атхарваведа — первый индийский текст, связанный с медициной. Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана», карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы. В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи. Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика.
Атхарваведа — первый индийский текст, связанный с медициной.
Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета. В Яджурведе упоминаются четыре сока человеческого тела.

Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей:


Аюрведа является частью Ведического Знания. Аюрведа - это медицина, принадлежащая всему человечеству. Хотя справедливо то, что именно в Индии Аюрведа сохранилась в наиболее чистом виде и именно индийские врачи несут это знание всему остальному человечеству. Из Аюрведы вышли все остальные медицинские школы Земли. Среди них Китайская и Тибетская медицина сегодня более других направлений ещё близки к Аюрведе. Однако, авторитетные специалисты утверждают, что изложение аюрведических знаний в китайской интерпретации слишком примитивно.

Основы Аюрведы

Первооснова Аюрведы – это учение о типах человеческой конституции. Основных типов (дош) всего три. Это Вата, Питта и Капха. При этом понятие Доша более глубокое, чем просто анатомическая конституция человеческого тела. В нем учитываются скорость обменных процессов, физическая и психическая подвижность, характер и темперамент человека.

Согласно философии Вед, которая является основой Аюрведы, наш мир состоит из 49-ти первоэлементов, пять из которых являются основными, т.к. имеют первостепенное значение для жизни и здоровья человека. Эти первоэлементы: эфир, воздух, огонь, вода, земля. Первоэлементы – это реально существующие «тонкие» энергии, которые не обнаруживаются обычными физическими приборами. Названия первоэлементов отражают «основное качество» каждого из них. Комбинации первоэлементов образуют Доши. Три онсовных Доши, это : Вата, Питта, Капха

Эфир: основное качество – это объем, пространство, в котором все находится. То есть,что бы что-то физически существовало, в этом месте обязательно должен бытьпервоэлемент эфир. Когда в каком-то месте по каким-то причинам эфира становится меньше, то часть физических предметов из этого места исчезает.Каждый из пяти первоэлементов содержится в каждом человеке, так как человек состоит из дош, а доши состоят из первоэлементов. Поэтому, применительно к человеку, если элемента эфира становится меньше, то человек даже может потерять часть своего тела. Например, ему может оторвать руку в аварии. Наличие достаточного количества эфира - лучшая гарантия физической безопасности человека.

Согласно философии Вед, которая является основой Аюрведы, наш мир состоит из 49-ти первоэлементов

Огонь: основное качество – превращение одних веществ в другие с выделением энергии. В человеческом теле огонь отвечает за процесс пищеварения.

Воздух: основное качество – движение. В организме отвечает за энергию и движение. То, что называют понятиями «прана» или «жизненная энергия»

Вода: основное качество – связь элементов. Отвечает за согласованную работу органов между собой и с внешними факторами (адаптация)

Земля: основное качество – твердость, физическая сила. В организме отвечает за все твердые вещества – твердую основу.

Пары совместимых первоэлементов образуют Доши:

Конституция человека – это его процентный «состав» Дош. В конституцию каждого человека входят все три доши. Не может быть, чтобы одна или, тем более, две из них отсутствовали полностью. Та доша, которая представлена в наибольшем процентном отношении определяет Конституцию человека

Тип Конституции человека.


Тип Конституции человека.

Если, например, в человеке существенно преобладает Вата-доша (моноконституция), то о нем говорят, что он - Вата. Это значит, что в нем в большей степени присутствуют первоэлементы эфира и воздуха. Такой человек будет очень резкий, быстрый, порывистый, ветреный (свойства воздуха). Но, в то же время, у него может быть слабое пищеварения (недостаток огня), и он, как правило, будет худым, с тонкой костью (недостаток земли).

Бывает, что две доши у человека выражены значительно, а третья - очень мало. В этом случае говорят, что он имеет двойную конституцию. Например, если у человека выражены Вата-доша и Питта-доша, то он принадлежит либо к типу Вата-Питта, либо к типу Питта-Вата, в зависимости от того, какая доша из двух все же выражена сильнее. Такой человек будет обладать как качествами Ваты (быстрота, высокая скорость мышления и физических движений, ветреность), так и качествами Питы (хорошее пищеварение, умение принять решение и нести ответственность за него, лидерство).

Гораздо реже встречаются люди, у которых значительно выражены все три доши. О таких людях говорят, что они «трехдошные», или имеют «тройную конституцию». Это самые гармоничные люди, так все качества личности и физические качества у них выражены одинаково хорошо.

Тридоша играет очень важную роль в поддержании здоровья клеток и в долголетии. Каждая доша в Аюрведе жизненно важна в поддержании миллиардов клеток, составляющих человеческий организм. Капха поддерживает долголетие на клеточном уровне. Питта управляет питанием и пищеварением. Вата, будучи тесно связанной с практической жизненной энергией, управляет всеми жизненными функциями, пишет sunhome.ru.

На глубинном уровне, чтобы сражаться со старением, необходимы баланс трех тонких основ в организме: праны, оджаса и теджаса. Функции праны, оджаса и теджаса соответствуют на тонком уровне творения функциям вата, капха и питта. Надлежащая диета, упражнения и стиль жизни могут обеспечить баланс в этих трех тонких основах и гарантировать долголетие.

Прана - это жизненная энергия, которая осуществляет дыхание, снабжение кислородом и циркуляцию крови. Прана также управляет моторными и сенсорными функциями. Жизненная праническая сила воспламеняет основной огонь тела (агни). Естественный разум тела выражается спонтанно через прану. Например, если у ребенка недостаток железа или кальция, естественный разум тела, управляемый праной, побудит его есть грязь, которая является источником этих элементов.

Аюрведа учит, что каждый человек наделен достаточной энергией, чтобы сделать себя здоровым. Эта наука жизни открывает перед каждым возможность восстановления здоровья через изучение и понимание тела и его потребностей. Согласно Аюрведе, для того, чтобы остаться здоровым, надо следовать правильной диете и иметь устойчивые повседневные здоровые привычки. Также важно заниматься традиционной практикой йоги и дыхательными упражнениями, понимая важность духовной практики, способной создать гармонию и благополучие.

Диета должна быть выбрана согласно индивидуальной конституции. Если человек понимает конституцию и связывает ее качества с качествами различной пищи, тогда будет возможно выбрать соответствующую диету. Необходимо учитывать вкус пищи (сладкий, кислый, соленый, едкий, горький или вяжущий), а также тяжелая пища или легкая, создает ли она теплоту или холод...


Hosted by uCoz