Эта yпанишада, пожалyй, наиболее пpивлекательна своим названием для "yвлеченных", но не слишком вдyмчиво занимающихся йогой, наслышанных о мистической силе кyндалини, пpобyждение коей откpывает в человеке невиданные силы. Однако техники кyндалини йоги не столь пpосты, чтобы их мог выполнять каждый, и иногда связаны с "членовpедительством" (напpимеp, пpи выполнении техники кхечаpи мyдpы еженедельно подсекается yздечка языка, и на пpотяжении нескольких лет язык вытягивается настолько, чтобы он мог достать межбpовья или yшных отвеpстий). Есть изобpажения таких садхy с огpомным языком, на котоpые обычный человек не может смотpеть без yдивления, а возможно, и отвpащения. Понятно, что сyществование таких аскетов возможно лишь внyтpи благосклонной или теpпимой к таким дyховным и физическим опытам кyльтypы. Да и в ней pешиться на такое самоистязание и осyществлять его, не отстyпая, мог только человек с неколебимой веpой и волей, котоpый действительно совеpшенно отвеpг пpивычный миp и любовь к своемy пpивычномy телy. Hадеемся, что пеpевод этой yпанишады остyдит некотоpые "гоpячие головы". Йога кyндалини (точнее -- Йога кyндали) yп. является и самой большой по объемy сpеди пеpеводимых yпанишад. Она состоит из тpех глав, но эти главы весьма слабо связаны междy собой и, пожалyй, являются тpемя довольно pазноpодными текстами, лишь пеpвый из котоpых соответствyет названию. Пеpвая глава yпанишады yказывает две пpичины обyсловленного, несвободного сyществования: впечатления и постоянное колебание дыхания. Она считает пpанайамy важнейшим техническим пpиемом для пpобyждения кyндалини. Задеpжка дыхания позволяет довести вдыхаемый воздyх до Коpневой чакpы и pазжечь им пpисyтствyющий там огонь. Кpатко yпоминаются пpедваpительные yсловия пpактики: yмеpенное питание с постоянной мыслью о Шиве, владение созеpцательными позами (ст. 3-6). Сpеди подготовительных пpиемов yказывается движение (или pастяжение) саpасвати, сочетающее поочеpедное дыхание чеpез пpотивоположные ноздpи (известное также как пади шодхана) с джаландхаpа бандхой (ст. 9-18). Глава описывает pазличные пpиемы задеpжки дыхания (кyмбхака) (ст. 19-39) и сопpовождающие ее мышечно мысленные замки (bandha) (ст 41-51). В ходе этих yпpажнений могyт появиться pазличные тpyдности или помехи, котоpые кpатко пеpечисляются в ст. 56-61. Вызывает много вопpосов местоположение чакp в yпанишаде. В пеpвой главе на месте, где обычно pасполагают аджня чакpy, yпанишада помещает анахата чакpy, использyя также название индy чакpа (ст. 70), а в тpетьей главе сpеди наиболее pаспpостpаненного пеpечня чакp yпоминается также биндy чакpа (ст. 13). Втоpyю и тpетью главы вполне можно было бы назвать Кхечаpи yпанишадой, ибо она описывает пpием кхечаpи мyдpа настолько подpобно, насколько это возможно в данном виде текстов. Hо не слyчайно в начале втоpой главы почти десять стихов (4-14) говоpят о необходимости встpечи или общения с гypy, что кажется слишком pасточительным для таких сжатых и сyгyбо "технических" текстов. Это не пpосто общее место, это yказание, что без yчителя невозможно пpактиковать этот способ и нельзя достичь yспеха в yпpажнении и конечной цели. Свами Шивананда, yказывая на необходимость pазpешения и непосpедственного pyководства yчителя, пpедyпpеждает также, что и в этом слyчае yченик может не добиться yспеха в этом yпpажнении, если он начал делать его после 25 лет, когда мyскyлы и неpвы теpяют эластичность.*1 Венец yпpажнения когда язык пpоникает в Чеpепнyю пещеpy (т. е. внyтpь головы чеpез глоткy) Тогда йогин способен пить нектаp (amrta), стекающий из аджня чакpы вниз, и пpиобpетает pазличные необычные силы и даже бессмеpтие. Тpетья глава yпанишады начинается с yпоминания слияния или соединения бидж мантpы Кхечаpи без каких-либо подpобностей (ст. 1). Затем эта глава говоpит о необходимости избегания желанных объектов и стpемления к ним, в чем мы можем видеть yказание на техникy пpатьяхаpы (ст. 3) и исследования и обyздания yма, как семени неистинного сyществования, "yмом pассматpивая yм". Затем говоpится о пpоникновениии Шакти в сyшyмнy с помощью дыхания (ст. 7-8). Кpатко описываются чакpы, yзнав котоpые таким обpазом, чеpез аджня чакpy (ст. 18) достигают сахасpаpы. Сpеди технических пpиемов yпоминаются дыхательные yпpажнения (ст. 12) и повтоp мантpы so'ham (ст. 19). Концовка yпанишады описывает состояние свободного пpи жизни (дживанмyкта) в дyхе веданты.
ЙОГА КОЛЬЦЕВОЙ (СИЛЫ)
ОМ! Да защитит нас обоих! Да наставит нас!
Да не бyдет огpаничения той энеpгичности!
Да не бyдем вpаждебны!
Ом! Покой! Покой! Покой!
I.
1. Посколькy y сознания две пpичины: побyждения*2 и движyщийся*3 (воздyх), если одна из них пpекpащается, обе пpи этом yничтожаются.
2. Из этих двyх движyщимся (воздyхом) пyсть человек всегда yпpавляет.
(Пpи этом нyжны) yмеpенное питание, асаны, а тpетье _ пpобyждение Силы*4.
3. Я поведаю их сyщность, слyшай внимательно, Гаyтама:
Свежyю сладкyю пищy, четвеpтyю часть котоpой для вкyшения Шиве отделяют благоговейно, 4. yмеpенным питанием считают.
Асана же двyх видов, а именно: Лотосная и Алмазная*5,
5. когда обе ноги кладyт повеpх бедеp подошвами ввеpх -- это Лотосное сидение, уничтожающее все прегрешения.
6. (Когда) левую ногу (помещают) под мошонкой, а другая -- сверху кладется при прямых шее, голове, туловище -- это Алмазная поза, Ваджрасана.
7. Вот Сила кольцевитая*6, пусть же продвинет ее просветленный от ее пристанища до межбровья. Это считают продвижением Силы*7.
8. При выполнении этого Кольцевитая начнет двигаться (протоком) сарасвати*8. (Для этого необходимы) два главных упражнения: удержание праны, затем -- выпрямление Кольцевитой.
9. Из этих двух тебе расскажу о движении сарасвати*9, прежде поведанном и рассказанном Арундхати*10.
10. От этого движения сарасвати движется сама Кольцевитая. Удерживая твердо Лотосное сидение, нужно вести дыхание идой,
11. (чтобы) расширить до 12 и 4 перстов*11 пространство, окружающее эти токи.
12. Большим и указательным пальцами рук пусть крепко закрывает (ноздри), собственной силой пусть движет (дыхание) слева направо снова и снова.
13. Пусть бесстрашно движет (его) разумный в пределах полутора часов*12, побуждая Кольцевитую втягиваться в сушумну.
14. Пусть вход этой сушумны пройдет Кольцевитая под воздействием проходящей по сушумне праны.
15. Пусть вызывает (это) дрожь*13 в животе, но воздух, поднимающий грудь, следует запереть в горле*14 движением сарасвати.
16. (Затем) следует удалить воздух правым током*15, но (также) движением сарасвати заперев в горле поднимающий грудь воздух.
17. От этого придет в движение вечный первоначальный звук*16 сарасвати, движением которого йогин освобождается от скопища болезней:
18. водянки, желчности*17 и прочих, что в животе пребывают, подъемом Силы все они уничтожаются, несомненно.
19. Затем скажу кратко об удержании праны: прана и воздух, проникающие тело, воистину, останавливаются кумбхакой.
20. Говорят, что она двух видов: Составная и Особая*18; пока не достигнута Особая, надо упражняться в Составной
21. из четырех: Пробивающей Солнце, Победоносной, Холодящей и Мехов*19, различных, подобно кубкам, которые, будучи соединены, (являются) кумбхакой*20.
22. В чистом безлюдном месте, со стороною размером в дхану*21, нежарком, лишенном камней, огня, воды*22,
23. на чистом, удобном, не слишком высоком иль низком сидении удерживающий Лотосное сидение пусть приводит сарасвати в движение,
24. тихо втягивая наружный воздух через правый проток*23, следует его заполнить воздухом, насколько возможно, затем удалить через иду.
25. Или же для очищения черепа следует тихо удалять воздух. (Этим) уничтожается вата-расстройство*24 и расстройство от червей*25.
26. (Этот прием), совершаемый снова и снова, Солнечным прободением*26 зовется. Закрыв рот, следует тихо втягивать воздух обеими ноздрями,
27. пока не пройдет (он) с шумом от горла до сердца; как в предыдущем (упражнении) следует запереть прану, затем удалить (ее) через иду.
28. (Этим) устраняется жар в верхней части головы и слизь*27 в шее, удаляются все болезни, увеличивается огонь, питающий тело*28,
29. устраняется переполнение протоков водой, уничтожается происшедшее расстройство дхату*29 -- (все это) производится кумбхакой, именуемой Победоносной*30, (которую можно) выполнять как стоя, так и сидя.
30. Как в предыдущем (упражнении) втягивая воздух, но с языком (свернутым трубочкой),
затем тихо следует удалить воздух через ноздри разумному.
31. Скопище расстройств, начиная от (расстройств) селезенки, происходящих (от избытка) желчи*31, жар, жажда, яды уничтожаются (этой) задержкой, именуемой Холодящей*32.
32. Затем разумный, удерживающий Лотосное сидение с ровной спиной, шеей, животом, закрыв рот, удаляет прану через нос
33. так, чтобы она вытекала с шумом из (пространства от) горла до черепа, затем некоторую (часть) воздуха следует провести до лотоса сердца, снова нужно его удалить и снова наполнить*33.
34. Как заставляет железных дел мастер мощно двигаться кузнечные мехи,
35. так своим телом надо заставить двигаться воздух*34, пока не возникнет в теле усталость.
36. Затем нужно вести воздух через правую ноздрю, пока не наполнится живот, также легко, без нажима, зажимая нос пальцами.
37. Как в предыдущем (приеме), сделав задержку, следует удалить воздух*35 через иду.
38. Этим (приемом) пробуждения кундалини уничтожается возникшее воспаление горла, увеличивается телесный огонь, уничтожается засоряющая отверстия Благого тока*36 слизь и прочее, устраняется скверна, дается заслуга, чистота, счастье.
39. Рассекаются произведенные тремя гунами три узла*37 одним исполнением кумбхаки, именуемой Мехи*38.
40. При задержке дыхания (вместе) с четырьмя рассекающими (гуны приемами) йогинам, удалившим скверну, нужно выполнять три замка (бандха).
41. Первый -- Корневой замок, второй зовется Поднимающим, третий -- Замком Петленосца*39.
42. Сокращением (промежности), что зовется Корневым замком, идущая вниз алана*40, поистине, поднимается,
43. и (когда) апана, вверх идя, местопребывания огня *41 достигает, тогда поднятым ветром пламя раздувается и вырастает.
44. Тогда пришедшим огнем и апаной воспламеняется сама прана*42, потом непрерывным горением пламя охватывает все тело.
45. Тогда распаленная дыханием, словно ударенная палкой кобра, спящая Кольцевитая пробудится, выпрямится
46. и пройдет внутрь Благого тока*43 через входное отверстие.
Поэтому Корневой замок всегда надлежит делать йогинам.
47. В завершение задержки дыхания после выдоха надлежит делать Поднимающий замок, посредством которого поднимается прана,
48. поэтому называемый йогинами Поднимающим. Сидящему в Ваджрасане*44 следует крепко держать руками стопы
49. и областью лодыжек следует прижимать Утолщение*45, (затем) пашчимотану*46 следует удерживать твердо, (что позволяет дыханию подняться) через область сердца к шее.
50. Когда (же) дыхание медленно опускается до складки живота, следует постоянно удалять из живота нечистоты.
51. Но в конце вдоха надлежит делать Замок Петленосца, состоящий в прижатии горла (к груди), что препятствует движению воздуха.
52. Выполнением пашчимоттанасаны и прижатием горла быстрым наклоном вниз (подбородка) заставляют прану идти в Благой ток.
53. Находящийся в правильной асане, делая вышеописанное движение Сарасвати*47, должен удерживать прану.
54. В первый день следует делать задержку дыхания четырех видов, каждую -- 10 раз, во второй -- (добавить) еще пять.
55. В третий день (делать) 20, (потом) ежедневно увеличивая на пять, совершаемую задержку дыхания всегда сопровождают тремя замками.
55. (Существуют следующие помехи:) сонливость днем из-за ночного бодрствования или совокупления,
56. множество (расстройств), связанных с постоянной задержкой (выделения) мочи и кала,
57. вред от плохо (выполненной) асаны и чрезмерно растревоженной праны.
Если упражняющийся скажет при появлении болезни:
58. мол, "до болезни меня довело упражнение йоги", -- и оставит тогда упражнение -- это первой помехой считают.
59. Второй называют сомнение, третьей -- небрежность, четвертой -- слабость, сонливость же -- пятой, 60. шестой -- перерыв (в упражнениях), седьмою зовут заблуждение, восьмой -- ограниченность (способностей), а девятой -- неискренность,
61. недостижение сущности йоги -- десятая, сказано мудрыми.
Эти десять преград пусть мудрый отвергнет.
62. Затем упражнением дыхания, тело держа в состоянии саттвы, воздух направляется туда, (где) в сушумне сознание покоится в непотревоженной чистоте.
63. Но погруженный в йогу заставляет идущую вниз апану идти вверх движением (воздуха, вызванным) сокращением, что называют Корневым замком.
64. Апану вместе с огнем направляя вверх, местопребывания дыхания*48 достигают, 65. и тогда огонь, соединенный с праной-апаной, быстро возбуждает свернутую кольцом дремлющую кундалини,
66. (которая), словно распаленная тем огнем и движущимся воздухом, проникает своим телом в отверстие сушумны.
67. Затем, пронзив узел Брахмана, происходящий от раджа-гуны, мигом вспыхивает, словно зигзаг молнии в отверстии сушумны,
68. потом проходит находящийся выше, расположенный в сердце узел Вишну, и после того достигает находящегося (еще выше) узла Рудры.
69. Пронзив же (его), идет к межбровью в область Холодносветящей (луны), называемой Анахата чакра*49 с 16 лепестками.
70. Здесь Холодносветящая (луна) свой производимый сок иссушает, превращающийся в кровь и желчь силой колеблющегося дыхания.
71. Как Холодная по природе (луна), находящаяся в Инду чакре*50, может испарить жаром разлитую здесь чистую, жидкую по природе флегму?
72. (Это происходит) тогда, (когда) светлая, как Луна (флегма), разогревается (дыханием и), взволнованная и вспахтанная, проходит вверх.
73. Кто враждебен желанию наслаждаться внешним, высшее вкушая, поистине будет счастливым, юным до смерти.
74. (Ибо) кундалини проходит местопребывание восьми природных элементов*51, (дальше) проходит, постигнув Шиву, и, постигнув, (в Нем) растворяется.
75. Утверждают, (что) свет и раджас, также вверх и вниз идущий воздух обоих видов: прана и апана -- идут к Шиве.
76. Бывший малым сим и даже не малым по значению вырастает; (ибо) огнем, сверкающим, словно золото, дыхания полностью очищаются,
77. составленное из элементов, полностью очищается тело, принимает божественную форму и становится тонким телом*52.
78. Свободно от тупости, чисто, духовно по сути, поистине, тонкое тело -- основа всего этого (мира).
79. Свободное от состояния семьянина, времени и форм непостоянства, от своего характера, что принимает веревку за змею.
80. Обычный (человек) напрасно появляется, напрасно же исчезает, крутится сонм мужчин и женщин, принимающих раковину за серебро.
81. (Но свободен) соединивший личность со Вселенной*53, признак*54 (Шивы) -- с Самим всепронизывающим*55, сон -- с Неделимым*56, и с Самим (Атманом) -- свое просветленное сознание.
83. (Сушумна тогда) подобна стеблю прекрасного лотоса, и Корневой клубень*57 -- как клубень лотоса, соответствующий узлу Брахмана*58.
84. Пребывающий в Лотосном сидении, устремленный, сжимающий анус, кумбхакой заставляет воздух идти вверх, и разожженный напором воздуха огонь проникает в Свадхиштхану.
85. Напором очищающего пламени, как ударом, пробужденный Царь Змей*59, пронзив узел Брахмана, затем узел Вишну пронзает,(затем) узел Рудры и также шесть лотосов.
86. (Затем) в тысячелепестковом лотосе Сила и Шива наслаждаются вместе.
87. Это, поистине, высшее состояние, что нужно познать. Это, поистине, свершившееся прекращение*60.
Такова первая глава.
II.
1. Теперь я поведаю знание того, что именуют кхечари, что известно в этом мире (как уничтожающее) болезнь, старость, смерть.
2. Узревший это знание, разумный, целая кхечари,пусть повторяет (его) с твердым убеждением.
3. Кхечари уничтожаются на земле недуг, старость, смерть, также связанность и полезность.
4. Пусть пребывает, мысля о гуру всем чувством, ибо труднообретаемо знание кхечари даже упражнением.
5. Упражнением и соединением*61 (с гуру) он конца времен*62 избегает; довольные лишь упражнением не находят соединения,
6. из рождения в рождение (выполняя) упражнения. Даже в конце многих рождений не обретается Благо, (покуда) не происходит соединения (с гуру).
7. В конце многих рождений когда-то достигается это состояние, всяким йогином, выполняющим упражнение, обретается соединение.
8. Ибо когда йогин встречает личного гуру -- тогда обретает то совершенство, что превосходит речь и писание,
9. также книжность и полезность. Когда обретает соединение -- тогда (человек) получает исцеление и от мирского всего избавление.
10. О чем, кроме учителя, не скажет (никто) -- даже писание, о том, труднообретаемом, обретению подлежащем, -- это писание (тебе,) разумный.
11. Покуда не обретет писание*63, пусть странствует отшельник, когда же писание обретет -- тогда совершенство -- (как) на ладони.
12. Без писания и в трех мирах не найти совершенства; поэтому дарующим обобщение дарующий писание зовется*64.
13. Упражнение получивший, мысля о Шиве, пусть пребывает, это писание обретя, других пусть не посвящает.
14. Итак, со всем тщанием (должно быть) хранимо умение, когда существует благой учитель, дивную йогу дарящий.
15. Поведанным знанием кхечари руководимый, повсюду ступая, пусть совершает правильное упражнение, дающее
власть Индры*65.
16. Пусть йогин для достижения знания осторожно делает кхечари, выполняемое вместе с семенем*66 кхечари.
17. Став повелителем кхечари, во всех Небесных странницах*67 пребудет овладевший кхечари, украшенный блеском огня и воды.
18. Этим поведанным семенем кхечари завершается йога. Из девяти звуков составленную сому*68 следует поднимать противоположным (путем).
19. Поистине, три части поведанного слога (имеют) природу луны, а восьмой звук, поистине, -- высший, (который должен поднимать) обратно мудрый.
20. Да, та точка (бинду) -- высшее начало, провозглашают, тогда как пятая -- многоразличность и множество.
21. К стопам гуру припадание и успех, даваемый от всех йог, знание тела, майи, орудия прекращения, опоры --
22. даже во сне не получит этого (другую мантру) и 12 (лет) повторяющий постоянно, (но получит) твердо сдержанный, кто будет повторять эти пять знаков.
23. (Когда) его благая Небесная странница*69 по воле своей поднимается, все помехи уничтожаются и радуются божества.
24. Морщины и седые волосы исчезнут, несомненно. Обретя это великое знание, пусть выполняет потом упражнение.
25. Иначе -- терзается не достигший блага путем Небесной странницы, пока Знание не получит упражнением и знанием.
26. Затем, обобщение и это знание обретя, постоянно пусть (их) повторяет, иначе не будет обладания благом и никакого успеха.
27. Когда обретается это писание, тогда находится знание, затем появившийся вскоре успех обретает мудрый.
28. Самопознавший, (следуя) слову своего гуру, дотягиваясь до корня неба, пусть проделываемой рвотой семь утр очищается от всякой нечистоты, (пока не пойдет) чистая слизь,
29. тогда пусть надсечет остроконечным орудием (уздечку языка) на толщину волоса.
30. Размешав крупицы целебной соли, пусть полоскает (рот). Выполнив (это) семь дней, пусть вновь надсечет на толщину волоса.
31. Так по времени и постоянно шесть месяцев вышесказанное пусть производит, за шесть месяцев жилка, связывающая корень языка, исчезнет.
32. Затем, для пребывающего в голове красноречия, пусть знающий правило йогин обернутый тканью язык (пальцами) постепенно вытягивает вверх определенный срок:
33. снова шесть месяцев постоянно, пока тот не достанет межбровья и также -- ушных отверстий.
34. Дальше снова в течение года нижнюю часть подбородка достает поступательным движением. На протяжении же третьего года играючи мудрый
35. вверх до волос достанет, в стороны -- до плеча*70, вниз -- до конца горловой пещеры постепенно, опять же за год.
36. Повернув (кончик языка) к Благому отверстию*71, пусть установит так, несомненно. (Затем) по поверхности (нёба) идет вниз до пещеры горла,
37. медленно-медленно, пока не достигнет головы, (где) великая ваджра обман (майи) разбивает*72. Сопровождающий (это слогом-) семенем*73, о котором сказано прежде, труднодостижимого достигает.
38. Так производящий (касание) шести членов и шесть звуков отдельных пусть постепенно делает караньясу*74 ради всякого совершенства.
39. Таково упражнение, которым избегают конца времен, ибо (когда) наступит конец времен, его тело избежит уничтожения.
40. Так неспешно делается упражнение героем отшельником, и когда внешним путем язык пройдет в пещеру Блага,
41. тогда (путь) Благой (преграждает) замок, трудно разбиваемый даже тринадцатью*75. (Тогда), кончиком пальца коснувшись языка, следует ввести (его внутрь).
42. Делая так три года*76, (он) двери Блага проходит, так во врата Блага пройдя, хорошо сосредоточенный*77 приблизится (к Благу).
43. Разве без средоточия*78 достигаются сознание и осуществление мантры кхечари?
44. Совершающий повторение мантры*79 и средоточие быстрый плод обретет, (по сравнению с которым) соломе подобно (все) сделанное из золота, серебра или же меди.
45. Направляя в отверстие носа молоко непрерывным потоком, праны заперев в сердце, в удобной позе*80 пребывающий
46. постепенно пусть производит совершенное средоточие, направляя взгляд внутрь межбровья. За шесть месяцев возникает состояние средоточия;
47. это состояние будет словно бы глубокий сон ребенка*81. (Этим) средоточием овладевший не всегда, (но) каждый месяц пусть (его) производит,
48. но всегда (слыша) звучание*82, которое йогину путь пролагает. Так в конце 12 лет совершенство бывает твердым.
49. Сам Всецелый вселенную*83 видит в теле, что завершает великий царский путь кундалини.
Такова вторая глава.
III.
1. Далее -- о слиянии (семи семян*84): hrim bham sam
pam pham sam ksam*85.
Лотосорожденный сказал:
В ночь новолуния и первый день новолуния что предписал (делать) Благодетель*86 и как именуется эта поведанная сущность?
2. В первый день новолуния и также полнолуния утверждение*87 пусть совершает так (как должно), а не иначе.
3. Стремление к желанному предмету и предметы желания враждебны (познанию); (этих) двух, поистине, следует избегать, всегда незатронутым следует пребывать.
4. В дальнейшем, если имеются недостатки, сам всех избегнет, на силе ум обосновав и на уме -- силу,
5. умом рассматривая ум, (затем) следует оставить его (ради) высшего состояния.
6. Ум ведь -- создатель семени возникновения и существования; семя (жизни), словно присутствующее в молоке масло, как и связанность, умом производится, ведь эта (связанность) -- причина мысленная.
7. (Как благоухание) внутри сандалового дерева, здесь заключается сила. Узнав это, сушу мну расколов и воздух направив в (ее)середину,
8. установив это точечное состояние, в ноздрях следует заключить воздух и точку*88, называемую саттвичной по природе.
9. Шесть чакр узнав, следует проникнуть в счастливый нимб*89. Муладхара, свадхиштхана, третья -- манипура,
10. анахата, вишуддха и шестая -- аджня чакра. (Мула)дхара в анусе, сказано, свадхиштхана -- как половые органы,
11. манипура -- область пупа, сердечная область -- анахата, в основании горла -- вишуддха и аджня чакра -- головная.
12. Шесть чакр узнав, следует проникнуть в счастливый нимб. Словно втягивая струю дыхания, следует заставить (идти его) вверх.
13. Так следует упражнять дыхание, (и) оно мирозданием*90 станет. Дыхание и также осознание бинду чакры*91 следует упражнять,
14. обретением же самадхи бессмертия йогины достигают. Подобно находящемуся в дереве огню, (зажженному) без трения, пусть вознесется,
15. ибо без упражнения йоги, поистине, нет света знания. (Если) свет в кувшине пребывает -- (он то, что) снаружи, не освещает;
16. тогда как из разбитого кувшина появляется свет (и) пламя. Собственное тело -- кувшин, сказано, свет же -- То высшее.
17. Речью гуру откроется знание Благое. Гуру-кормчего*92 обретя и сделавшись тонким (телом),
18. поборов силу побуждений,*93 переправляются через океан бытия, миновавшие дальше видят росток, созданный двухлепестковым (лотосом),
19. в середине которого -- в полнозвучии*94 раскрывающийся бутон, прежде поднятый, пусть склонится (этот цветок вниз).
20. У понимающего высшую горнюю*95 божественную речь "Он -- я"*96, которая всегда присутствует у человека*97,
речь как бы противоречием станет сказанному прежде,
21. (он) не пятнается произносимыми возвышеннымии низкими словами.Вселенная, светородное*98 и познание -- таковы три.
22. Сиятельный, золотой зародыш и Владыка*99 -- таковы три.Сфера Брахмы, человеческая сфера и земноймир -- по порядку.
23. Так при исчезновении собственных своих ограничений*100утверждаются во внутренней сущности,утверждается вместе с действиямисфера знания, огнем пылающая,в высочайшем Самом.
24. Утвержденное же То Высшее Благо порождает.Там кит*101, в глубине сокрытый, ни свет там,ни темнота,
25. несказанное, непроявленное бытие, что желанно.Мысля Самого находящимся в середине,словно светильник в кувшине,
26. мерою -- в большой палец, дымчато-светлого обликом,явленного Постоянным в конце преходящего,горнего, непреходящего -- (так) Самого следует мыслить.
27. Сам познающий в теле, в бдении, снах, забытьи --после (страданий) многих рождений вновьодурманивается маревом*102.
28. Но от умелости в добрых делах себя изменить помышляет: "Кто я? Зачем попал в расстройствои текучесть*103? Каков мой путь?" --
29. поглощенный (такой) мыслью в бдении, во снеи глубоком сне.
30. Будучи самосветящимся и отличным от незнания,тогда светом мысли, пылом воспламененным,сжигает незнание, словно ворох соломы огнем.
31. Маленькое отдельное существо,(каким кажется, если) утеряно знание,затем, расширяя высшее познание,созданным знанием сжигает мгновенно
32. (заблуждение), созданное умом постепенно.Поистине, как в горшке*104 находящийся свет,(когда горшок разбивают), сразу становится видимым,
33. мудрым станет молчальник, ни спящий, ни мертвый,счастлив свободой при жизни, познавший,что должно познать,сделавший, что сделать должно.
34. (Потом), покинув состояние свободногопри жизни*105 в своем теле,сразу достигнув освобождения от тела,(становится) словно воздух --
35. беззвучным, бесформенным, непреходящим, неощущаемым,также лишенным вкуса, без запаха, вечным,безначальным, бесконечным, великим, высшим, прочным,незапятнанным, непогрешимым покоится.
Так закончена Йога кундали(ни) упанишада.
ОМ! Да защитит нас... и т. д.
ОМ TAT CAT*106.
Примечания к Йога кундалини упанишаде
1.Свами Шивананда. Кундалини йога. -- СПб., 1993. -- С. 129.
2. Побуждения -- vasana. Букв. "скрывающие", т.е. карма, накопленная в этой и прошлой жизнях, закрывающая извечно чистый Разум.
3. Движущийся -- samirana.
4. Пробуждение Силы -- sakti cala.
5. Лотосная, Алмазная -- padmasana, vajrasana. Описание последней отличает ее от обычной, состоящей в сидении на коленях. Здесь она скорее схожа с сиддхасаной.
6. Кольцевитая -- kundalini, т. е. подобная свернувшейся кольцами змее.
7. Продвижение Силы -- saktii calanam. Calanam Ж.Варенн переводит как "укрепление", однако, судя по контексту, а также по описаниям традиционных крий, речь идет как раз о продвижении шакти.
8. Сарасвати -- другое имя сушумны, центрального тока тонкого тела. Три тока (nadi) чаще всего уподобляются: ида -- Ганге, пингала -- Ямуне и сушумна -- Сарасвати, священной реке, по преданию, текущей под землей.
9. Движение Сарасвати то же, что и sakti calanam.
10. Арундхати -- супруга ведийского риши Васиштхи, олицетворение супружеской верности. Интересно также, что Арундхати в некоторых текстах является синонимом кундалини. Видимо, здесь мы имеем дело с распространенной в индуизме идеей божественного супружества: Бог, олицетворяющий чистое, но бездеятельное сознание, и его супруга, шакти. В тантрийских текстах очень часто изложение учения и приемов ведется от имени женской богини.
11. ...12 и 4 перстов... -- т. е. 16 angula -- мера длины, равная ширине большого пальца, или примерно 2 см.
12. ...полутора часов... -- 2 мухурты (muhurta), 1/30 часть дня или 48 мин.
13. Дрожь (?) -- tana. В имеющихся словарях этого слова нет.
14. ...следует запереть в горле... -- видимо, здесь указание на джаландхару бандху.
15. Правый ток -- т. е. пингала.
16. Первоначальный звук -- sabda garbha.
17. Желчность -- pliha, букв "селезенка". Ж.Варенн толкует как"расширение селезенки".
18. Составная, Особая -- sahita, kevala. Sahita Ж.Вареннпереводит как "сложная".
19. По порядку: surya, ujjai, sitali, bhastri.
20. ...кубкам... Кумбхакой (kumbhaka) игра слов.
21. Дхану -- dhanu, букв. "лук" -- мера длины, равная 4 локтям.
22. ...воды... -- ср. Шветашватара уп. 2.10.
23. Правый проток -- daksa nadi. Синоним пингалы, здесь: праваяноздря.
24. Вата расстройство -- vata dosa. Термин аюрведы, обозначающийодин из видов нарушения равновесия организма, вызываемый излишкомвоздуха -- одной из составляющих тела и, шире, характера.
25. Расстройство от червей -- т. е. глистов.
26. Солнечное прободение -- surya bheda.
27. Слизь -- slesma. Флегма, мокрота, также термин аюрведы.
28. Огонь, питающий тело -- пищеварительный огонь.
29. Дхату -- семь основных элементов тела: жизненный сок(rasa), кровь (rakta), мясо (mamsa), жир (medas), кости (asthi),костный мозг (majja), сперма (sukra).
30. Победоносная -- ujjai.
31. Желчь -- pliha.
32. Холодящая - sitali.
33. Puraye вместо purayet.
34. Воздух -- pavana. "Очищающий", эпитет огня; также свежийветер.
35. Воздух -- anila.
36. Благой ток -- brahma nadi. Синоним сушумны.
37. Три узла -- granthi. См. Словарь.
38. Мехи - bhastri.
39. Перечислены mula bandha, uddiyana bandha и jalandhara bandha.
40. Апана -- одно из пяти дыханий в теле, проявляемое выдохом.
41. Местопребывание огня -- манипура чакра в солнечном сплетении.
42. Прана -- дыхание, идущее вверх, проявляемое вдохом.
43. См. прим. 35.
44. Ваджрасана -- см. прим. 5.
45. Утолщение -- kanda. Место, откуда исходят три тока тонкоготела. См. "Анатомия" тонкого тела (по вступительной статье).
46. Пащчимотана -- другое название рasсimottanasana, позa хатхайоги, при которой, сидя с вытянутыми вперед ногами и держась за пальцыног руками, наклоняют туловище и голову к коленям.
47. Движение Сарасвати описано в ст. 9-18.
48. Местопребывание дыхания -- т. е. праны. В аюрведе областьпраны соответствует грудной клетке. Ср. с Йога таттвой, где областьВоздуха помещается между сердцем и межбровьем.
49. Обычно в области межбровья располагают аджня чакру. Этот инижеследующие ст. 70-72 передают идею о постоянном стекании нектара изверхних чакр (чаще из аджня чакры) в огонь Вайшванара и испарении еготам. Предотвратить этот процесс, по хатха йоге, могут бандхи иперевернутые позы.
50. В некоторых системах чакр инду чакру располагают выше аджнячакры, в лобной области.
51. Восемь природных элементов -- Земля, Вода, Огонь, Воздух,Пространство, Ум, Разум, Особость (ahamkara).
52. Тонкое тело -- в тексте ativahika, букв. "обгоняющий ветер",синоним lingo sarira.
53. ...личность со Вселенной... -- pindanda brahmanda.
54. Признак -- linga, также название тонкого тела.
55. Сам всепронизывающий -- sutraltman.
56. ...с Неделимым... -- т. е. с запредельным состояниемсознания.
57. Корневой клубень -- mulakanda.
58. Узел Брахмана -- brahma granthi.
59. Царь змей -- кундалини.
60. Прекращение -- имеется в виду прекращение обусловленногобытия, т. е. Освобождение (moksa).
61. Соединение -- melana, также "встреча", "слияние","союз","общение".
62. ...конца времен... -- букв. "упадка юг". См. Словарь.
63. Писание -- sastra. Этот отрывок обыгрывает два значения словаsastra -- "писание" и "орудие", "инструмент".
64. Зовется -- читаем uсуate вместо acyutam. Возможно, текстискажен.
65. Власть Индры -- т. е. высшая власть. Индра в индуизмесчитается царем богов.
66. Семя - bija.
67. Небесные странницы -- т. е. птицы.
68. Из девяти звуков составленную сому... -- Сома -напитокбессмертия и вдохновения, который пьют боги. В ведийское время такназывался особо приготовленный жертвенный напиток. Сома -- также луна,
находящаяся в аджня чакре и производящая нектар, стекающий вниз.
Девять звуков -- это биджи Кхечари мантры, о которых говорилось выше.
Два звука в упанишаде не названы, но возможно, это мантра so'ham.
69. Небесная странница -- она же перелетная птица - душа.
70. ...до плеча... -- букв. "до конечности".
71. Благое отверстие -- brahmarandhra.
72. Ссылка на один из главных мифов Ригведы -- об убийстве богомИндрой своей палицей (ваджрой) демона Вритры.
73. Семя - bija.
74. Каранъяса -- индуистский обряд соотнесения божеств илиявлений с определенными частями тела касанием рук и произнесениемсоответствующих мантр (см. также Хамса уп.).
75. ...тринадцатью... -- неясное место. Возможно, имеются в видуиндуистские боги.
76. ...три года... -- возможно чтение "три сезона".
77. Хорошо сосредоточенный -- mathanam, букв. "хорошо взбивающий"или "пахтающий".
78. Средоточие -- mathana, букв. "взбивание", "пахтание". Неявнаяссылка на сказание о пахтании небесного океана богами и асурами длядобывания амриты. Также название процесса добывания священного огнятрением.
79. Повторение мантры -- japa.
80. Удобная поза -- sukhasana.
81. Глубокий сон ребенка -- здесь парадоксальное, но не простонекое поэтическое сравнение Сосредоточенное состояние похоже наненарушимый и спокойный сон ребенка своей естественностью иненапряженностью. Другие тексты (см. напр Хатха йога прадипика 4.48)также указывают, что результатом кхечари мцдры является состояние йоганидры. Йога нидрой называлось состояние Вишну, спящего на кольцахмирового змея Шешу и как бы грезящего мир.
82. ...звучание.. -- т.е. выполнение кхечари мудры сопровождаетсязвуком (nada).
83. Вселенная -- brahmanda, букв. "яйцо Брахмана".
84. См. прим. 73.
85. Каждая буква бидж обозначает то или иное божественноепроявление. Например, в бидже hrim ha означает Шиву, ra -- Природу(prakrti), та -- Великую Майю (mahamaya), носовой резонанс (nada) --Мать вселенной, а бинду -- Разрушителя скорби.
86. Благодетель -- sankara. Одно из имен Шивы.
87. Утверждение -- sthiri.
88. Точка -- bindu.
89. Счастливый нимб -- синоним сахасрары.
90. Мироздание -- brahmanda. "Яйцо Брахмана", Вселенная.
91. Бинду чакру, или Точечную чакру, располагают внутри головыближе к затылку. Считается, что эта точка является переходной междупроявленным и непроявленным мирами.
92. ...кормчего... -- в тексте, видимо, описка: karnadhara вместоkaranadhara.
93. Побуждения -- vasana.
94. Полнозвучие -- vaikhari, последняя из четырех стадий рождениязвука.
95. Горняя -- kutastha, букв. "стоящий на вершине".
96. Он -- я -- so'ham.
97. С вдохом человек как бы произносит so (Он, высшее божество),а с выдохом -- ham, сокращенное от aham --"я".
98. Светородное -- taijasa. Энергия.
99. Сиятельный, Золотой зародыш. Владыка -- viraj, hiranyagarbha,isvara.
100. Ограничения -- upadhi. Понятие, ставшее очень важным введанте. Упадхи -- это ограничения и определения, которые мешаютпознать Брахмана как единственную действительность.
101. Кит -- символ скрытой в глубинах мощи.
102. Марево -- mауа. Иллюзия.
103. Расстройство и текучесть -- dosas samsara.
104. ...в горшке... -- намек на плотское тело, часто сравниваемоес горшком.
105. Свободный при жизни -- jivanmukta.
106. ОМ TAT CAT -- "ОМ -- То Сущее" -- священное возглашение индуизма.
("Упанишады Йоги и Тантры",
пер. с санскр., сост. Б.В.Мартынова;
М.: Алетейя, 1999)