Шива Самхита (Siva Samhita)

Шива Самхита

Шива Самхита (Siva Samhita) — древний санскритский текст по классической йоге и индуисткому оккультизму, написанной неизвестным автором от лица Шивы. «Шива-самхита» один из трёх главных сохранившихся классических трактатов по хатха-йоге. «Шива-самхита»- самый интересный и один из весьма древних источников по классической йоге и индуисткому оккультизму.

«Шива-самхита» один из трёх главных сохранившихся классических трактатов по хатха-йоге.

Шива-Самхита - текст, посвященный йогической практике. Комментарии даны в виде беседы ученика с учителем. Также здесь есть много ответов на вопросы по йоге вообще. Какие условия нужны для успеха в йоге? В чем секрет Пранаямы? Что такое Сиддхи и как их получить? Можно ли превращать неблагородные металлы в золото? Можно ли летать по воздуху?
Перефразировав некоторые фразы «Шива-самхиты» можно сказать: здесь и объяснение сути человека, и смысла его жизни, и его энергетики, здесь и божественное, и адское, здесь - ВСЁ. Внимательное прочтение текста подводит к ответу почти на все философские вопросы, а практика простейшей йоги действительно повышает личную энергетику, развивает ясновидение, уводит от болезней и глупости. Ценность текста и в том, что все эти положения можно проверять самому, вот только хватит ли сил и ума ? :) Это прекрасное наидревнейшее мистическое писание, написанное от лица Шивы о многих эзотерических тайнах, которые дано разгадать далеко не каждому, кто встал на этот Путь.

«Шива самхита» (III, 54) утверждает, что йогин способен создать золото из любого металла, для чего ему достаточно потереть металл своим калом и мочой; похожая идея есть и в «Йогататтва-упанишаде» (74), в которой, однако, алхимия рассматривается (30) как препятствие на пути совершенствования йогина. Выдающийся тантрический трактат, переведенный с тибетского А. Грюнведелем и озаглавленный им «Рассказы о 84 чародеях», сообщает нам об алхимических практиках сиддхов: так, Карнари получает эликсир из мочи и может трансмутировать медь в серебро, а серебро — в золото; брахман Вьяли пытается произвести золото из серебра и снадобий и т. д.; описывая еще одного тантрического мастера, Вагишваракирти, Таранатха говорит, что тот «изготовил большое количество эликсира жизни и распределил его между людьми, так что, например, старики ста пятидесяти лет от роду и старше вновь становились молодыми». Все эти легенды и аллюзии к тантро-алхимическому симбиозу не оставляют сомнения в сотериологической направленности алхимических операций. Мы встречаем здесь не преддверие химии, не зачатки научных знаний, но духовную практику, которая, оказывая воздействие на «материю», в то же время старалась «совершенствовать дух», привести его к освобождению и независимости. Если оставить в стороне фольклор, который расцвел вокруг алхимиков (как и вообще вокруг всех «магов»), мы поймем связь между алхимиком, работающим над «низменными» металлами с целью трансмутировать их в «золото», и йогином, работающим над самим собой с целью окончательного «извлечения» из темноты, из порабощенной психоментальной жизни свободного и независимого духа, который имеет ту же сущность, что и золото. Ведь для Индии, равно как и для всего остального мира, «золото есть бессмертие». Золото — единственный в своем роде, совершенный, солярный металл, и в этих своих качествах его символика соприкасается с символикой Духа — духовной свободы и независимости.

Двойственное сознание - вот то, от чего мы должны освободиться, и венцом этой свободы будет недвойственное сознание. В настоящий момент эти два аспекта сосуществуют в нас; но, когда мы последовательно очищаем наши кармические проступки и затемнения, реализация происходит спонтанно. Реализация здесь означает, что поток рассудочного мышления становится самовозникающим самоосвобождением, пока, наконец, ваше состояние ума не начинает походить на ясное безоблачное небо. На этой стадии - поскольку нет больше отвлечений - рассудочное мышление полностью освобождается. Это и есть тот уровень, где исчезает граница между сохранением и нарушением самай. Здесь же реализуются четыре самайи: не-существование, вездесущесть, единство и спонтанное совершенство. Нет смысла пытаться понять их поодиночке, поскольку они по природе своей неотделимы друг от друга. Но, пока вы не достигли такой реализации, не является ли заявление "Я не нарушаю самай!" лишь претенциозным самообманом?

  • Единственное существование.
  • Микрокосм.
  • Практика Йоги.
  • Мудры.
  • Четыре вида Йоги.