Символика и язык тантры - кауладхарма

Тантру также называют кауладхарма, или каула. Слово каула происходит от слов кула, что значит Шакти и акула, что означает Шива. Каула есть единство Шивы и Шакти. Универсальный принцип единения Шивы и Шакти символически воплощён в лингаме, или шивалимгаме (фаллический символ, олицетворяет Шиву) и йони (женский символ, олицетворяет Шакти). Лингам в йони символизирует сексуальное соединение. Лингам в йони – это модель любой вещи и даже всей Вселенной. В отношении человека этот символ означает следующее. Лингам – это атман, т.е. Божественное Сознание, присутствующее в человеке. Йони – это сам человек: его тело, его энергия, его сознание. Лингам в йони означает что в человеке Божественное Сознание присутствует так же естественно, сильно и органично, как мужчина в женщине в момент сексуального соединения.

Лингам в йони означает что в человеке Божественное Сознание присутствует так же естественно, сильно и органично, как мужчина в женщине

Другая интерпретация этого символа такова: из лингама (из глубины пространства) в йони (в наш мир) льётся непрерывный поток энергии, которая является нектаром (судха-дхара-гамья-прадеша), проистекающим от совокупления {самарасья) Шивы и Шакти. Эта энергия оживотворяет существование нашего мира. наполняя его собой так же, как ветер наполняет паруса. Также лингам олицетворяет Пурушу, т.е. Изначальный Дух (Шиву), а йони - Пракрити, т.е. Великую Природу (Шакти). Многие горные вершины Индии являются священным местом паломничества тантристов, так как они олицетворяют шивалингам (Шри Кайлаш, Ади Кайлаш, Шивалинг и др.) По некоторым сведениям, по всей Индии установлено свыше тридцати миллионов лингамов!

Почти все символика тантры сексуальна. Даже конечная цель тантры описывается как сексуальное соединение с Божественной Истиной, которое даёт бесконечные свободу и блаженство. Многие тантрийские практики описываются как майтхуна садхана (практика сексуального соединения).

В тантре майтхуна естественным и очевидным образом символизирует полное слияние двух разделённых частей в одно целое.

Вот пример описания подобной практики из текста Сватмарамы: «Между Гангой и Джайной (реки в Индии) находится молодая девственница. Нужно силой овладеть ею на царском троне.» Невежественный человек, если он поймёт слова текста прямо и попытается их точно выполнить, окажется в затруднительном положении. Посвящённый же знает, что Ганга и Джайна – это ида и пингала (левый и правый энергетические каналы, проходящие вдоль позвоночника). Молодая девственница – это кундалини, или кундалини-Шакти, или кулакундалини (изначальная энергия, скрытая в области основания позвоночника). Царский трон – это сахасрара (верхняя чакра – важный энергетический центр, находящийся в районе макушки головы). Таким образом данная техника описывает процесс подъёма скрытой внутренней энергии и её слияние с сознанием. Сознание, разбуженное этой энергией и впитавшее её силу, пробуждается от сна к познанию Божественной реальности. Это ведёт к санадха (высшему состоянию Божественного Сознания) и овладению сиддхама (скрытыми сверхсилами).


Краткое изложение Каула-дхармы

(kauladharmalaghuvR^ittiH)

1. Учение о Трике (trikavAdaH) – Полноте Божества, монизм.

Единый Непостижимый Всевышний являет Себя в Единстве Шивы (трансцендентного аспекта - akula), Шакти (имманентного - kula) и Нары (индивидуализированного - kaula). Шива – Всевышний Абсолют (parabrahma), Великая Пустота, Безмолвный Свидетель. Шакти – Его динамическая Сила и вся Полнота проявленности, тождественная Шиве. Нара – индивидуальность (jIvAtma), «Сын» Шивы и Шакти. Эта Троица (trika) пребывает в Абсолютной Любви и Вечном Единении (sAmarasya).

2. Учение о Единой Шакти – Кали (kALIvAdaH)

Каула постулирует супрамонотеизм. Существуют только одна Единая Шакти, Владычица всего (kuleshwarI), Её именуют Кали (Адья-Кали и Пурна-Кали). Она – Сила, стоящая за всеми формами Божественного, оживляющая их. В Кауле придаётся первостепенное значение именно женскому аспекту Единого, поскольку Шакти – это именно проявленная Сила и Благодать. Достигая Единения с Нею, сливаешься с Шивой, т.к. они едины. Кали имеет три основных аспекта, символизируемых тремя слогами в Её мантре: 1. Тара (подразделяющаяся на 13 Кали), 2. Трипура (подразделяющаяся на 16 Нитья-шакти) и 3. Камала (подразделяющаяся на 10 Махавидий). Выделяют также 9 подаспектов Кали, соотносящихся с Махавидьями. 10 Махавидий: Кали, Тара, Сундари, Бхуванеши, Бхайрави, Чхиннамаста, Дхумавати, Багала, Матанги и Камала. Расширенный перечень включает 22 Махавидьи (по количеству слогов основной мантры).В отношении творения Кали проявляется пятью энергиями: творения (sR^iShTishaktiH) – Брахмы, поддержания (sthitishaktiH) – Вишну, разрушения (saMhArashaktiH) – Рудры, сокрытия (tirodhAnashaktiH) – Махешвары и Милости, Откровения (anugrahashaktiH) – Садашивы.

3. Учение о Йони, Камакала (kAmakalAyonivAdaH)

Триединая Богиня имеет форму Йони (женского полового органа), треугольника Камакала (букв. «истечение Любви»), тогда как Шива представлен точкой в его центре. Йони – это Кула, Полнота Шакти. Высшая Богиня пребывает в космической Йони (mUlaprakR^itiH) и в йони каждой женщины. Поскольку Шакти – женское Начало Божества и оно же - проявленный Его аспект, то Божественность максимально выражена в женщине. По этой причине в Кауле женщины особо почитаемы. Более того, женщина – основа Пути.

Триединая Богиня имеет форму Йони (женского полового органа), треугольника Камакала (букв. «истечение Любви»), тогда как Шива представлен точкой в его центре

4. Учение об Откровении (AmnAyavAdaH)

Высший Путь (Каула) был открыт Господом через Откровение (Agama). Откровение делится на пять потоков (AmnAya), которые изошли из пяти Ликов Садашивы. Эти Лики расположены по четырём направлениям и один – вверх, соответственно этому называются и амнаи. Верхняя амная – Сущность духовного Пути вообще, единая Истина, которая пребывает в сердце любого подлинного учения. К восточной амнае относят, наряду с прочим, буддийскую Тантру, а к западной – Каббалу и т.п. Писания Каула можно подразделить на три основных категории: 1. Бхайрава-Агамы и учения, на них основанные (Трика ), 2. Кула-Агамы (Каула, Крама, Кубджика и Чина) , 3. Самая-Агамы и примыкающие к ним источники (Шри-видья). Каула – это не конкретная индуистская секта, а сущностный подход, «прямой Путь», учение Спасения.

5. Учение о Возвращении (nivR^ittivAdaH)

Каула – это учение Спасения, возвращения к изначальной Самарасье (Тождественности, Слиянию). Путь Каула противопоставляется пути мира (lauka), развёртыванию (pravR^ittiH). Поэтому он называется «сворачиванием» (nivR^ittiH). Существуют три средства (upAya) на Пути: шамбхава, шакта и анава (по делению Трики на Шиву, Шакти и Нару). Шамбхава-упая – непосредственное Постижение, спонтанное Знание, признание своей Природы Шивы (pratyabhij~nA). Шакта-упая – это собственно метод Тантры, шакта-йога. Анава-упая – все остальные, внешние, пути, имеющие относительную ценность. Три упаи соотносятся с тремя типами (bhAva) людей: божественным (divya), героическим (vIra) и скотским (pashu).

6. Учение о последовании (kramavAdaH)

По своим внутренним качествам люди подразделяются на три вышеперечисленных состояния, бхавы. В первом доминирует благость (sattwa), во втором – страсть (rajas), в третьем – невежество (tamas). Для Пути Каула подходит второй, третий не подходит, а первый в пути не нуждается. Первый тип – духовный, второй – душевный, третий – плотской. Духовный Путь раскладывается на семь ступеней, ачар (AchAra). Первые три находятся в пашу-бхаве: 1). Ведачара – законничество, ритуализм, обрядоверие, магизм. Человек на этой ступени верит в действенность различных обрядовых действий (в языческих религиях) или в спасительность выполнения закона (в монотеизме). Типичные примеры: восточное христианство (православие и т.п. – но не монашеское), иудаизм и ведизм. 2). Вайшнавачара – эмоциональный культ какого-либо божества. Человек верит в спасительность своего религиозного благочестия, молитв и преданности. Но преданность пока носит внешний характер. Примеры: протестантские церкви, кришнаизм. 3). Шайвачара – путь йоги знания и действия. Это уровень, на котором появляется подлинный монотеизм. Человек верит в спасительность знаний или усердной практики (sAdhana). Примеры – ислам, шиваизм, веданта. 4). Дакшиначара является переходной ачарой к вира-бхаве. В ней интегрируется опыт предыдущих ступеней. Человек от частных аспектов переходит к сущности Пути. Примеры: Тантра «правой руки», ортодоксальная Каббала и суфизм. Последующие две ачары относятся к вира-бхаве, а последняя – к дивья. 5). Вамачара – путь Благодати и Любви. Человек понимает, что Спасение недостижимо собственными усилиями и предаётся Шакти (Высшей и земной). Это первая ступень возвращения, нивритти. Примеры: Тантра «левой руки», гетеродоксальная Каббала и суфизм, радикальный гностицизм. 6). Сиддхантачара (имеющая несколько вариантов) – путь совершенных. Человек постиг сущность Пути, поэтому он не зависит более от формы. Это уровень подлинной Йоги и Агхоры. 7). Каулачара – Достижение состояния Трики; Свобода, Знание и Любовь. 7. Учение о вере и преданности (vishwAsabhaktivAdaH) Основа духовного Пути – искренняя и целостная вера в Бога и преданность - Ему, Шакти, Гуру и себе. Без веры Пути нет.Подлинно верующему Бог откроется – через Гуру, собственный Дух или через Шакти.

8. Учение о спонтанной истинности (sahajatattwavAdaH )

Каулика принимает, что он не способен спастись собственными усилиями, поэтому он вверяет себя Шакти, Которая раскрывает Себя как истинная Природа самого садхаки. Нет Истины помимо той, что уже в нас с самого рождения (sahaja). Каулика следует принципу сатьи – он искренен с собой и Богом.

9. Учение о следовании собственной Воле (swechchhAchAravAdaH)

Постигая свою природу, каулика выявляет свою Волю. Он понимает, что единственное, что он может и должен делать – это следовать ей.

10. Учение о Шакта-Йоге (shAktayogavAdaH)

Дабы воссоединиться с Шакти, дан пятиступенчатый метод шакта-йоги. Он представлен т.н. пятью макарами (они разъясняются в соответствующей статье). Основа шакта-йоги – садхана с женщиной (shaktiH).

11. Учение об исключительной спасительности Любви (premnAtArakatwavAdaH)

Спасает лишь Любовь. Всё остальное может в лучшем случае помочь её раскрыть. В Любви существуют пять вкусов (rasa), высший из которых – эротический ( shR ^ i ~ NgAra ). Через Любовь (в том числе проявляющуюся вне контекста духовного Пути) Спасение доступно непосредственно. Состояние Любви – не от мира (alaukakI), оно – Сам Бог.

12. Учение о единстве наслаждения и Освобождения (bhogayogavAdaH)

Каулика постигает Высшее в земном, практически реализуя принцип недвойственности. Для него мирские наслаждения и есть Йога.

13. Учение о Слиянии (sAmarasyavAdaH)

Слияние – Высшее Состояние (bhairavAvasthA), Абсолютное Блаженство (paramAnanda). Путь к Самарасье лежит через неё же. «Единение Шивы и Шакти и есть, несомненно, Йога» - это верно во всех смыслах. Самарасья – это Трика.

Hosted by uCoz