Карма - одно из центральных понятий индийской философии, дополняющее идею перевоплощения (реинкарнации). Точного определения кармы не существует, хотя всегда подразумевается сверхъестественная причинно-следственная связь, выходящая за пределы существования одной личности. Карма ("действие") - это поступки, мысли, слова и всё остальное, сделанное человеком в прошлом (во всех жизнях - в этой и прежних). Если человек совершал плохие поступки, то он накопил отрицательные их последствиях (негативные заслуги - как говорят "плохую карму"); следовательно он будет страдать из-за них, то есть расплачиваться.
Закон Кармы - это Закон Причины и следствия, Закон Действия и противодействия (аналог 3-го Закона Ньютона), выраженный в всех язках мира пословицами "Что посеешь, то и пожнешь", "Как аукнется, так и откликнется", "[Есть] время разбрасывать камни, и [есть] время собирать камни" и другими.
'Карма' означает действие, активность, поступки; именно действия и поступки в прошлом времени обусловливают события в настоящем. "Мы не можем изменить прошлое, но мы можем изменить будущее". Каждый человек сам создает своё будущее, принимая решения в настоящем и совершая добродетельные, эволюционные или негативные, нарушающие Законы Природы действия ("плохую карму" или "хорошую карму").
"Карма или "Карм" (на Санскрите от корня 'Кри', "делать", означает действие; поступок; акт; подвиг; деяние;) - это термин, выражающий действие, а также причину и следствие. Кармой также часто называют сумму всего, что человек сделал и продолжает делать. Последствия поступков каждого человека создают настоящие и будущие переживания, явления и события, таком образом, он отвечает за свою собственную жизнь. Карма распространяется на всю настоящую жизнь человека, а также на все прошлые и будущие его жизни. карма (на санскрите — деяние, действие, плод действия) – это, по сути, и есть судьба, доставшаяся нам в наследство. Родовая карма - это последствия образа жизни и поступков человека, которые обязательно отразятся на его потомках до седьмого колена. Как отразятся? Тяжелой судьбой, беспричинными болезнями, неудачами. И чем больше предок «расстарался» – тем тяжелее последствия.
Другими словами,'Закон Кармы' также даётся и в западных учениях в форме 'Закона причины и следствия/результата', а также в эзотерическом христианстве. Христианские гностические течения, а также современные исследователи христианства, трактуют примеры из Библии как упоминание кармического воздаяния ("Иаков, Иосиф, Моисей и египтяне"). Более того, учению о реинкарнации следуют такие христианские гностические течения, как альбигойцы (катары), павликиане и богомилы. В учениях традиции эзотерического христианства карма нашла своё отражение как "Закон причины и следствия". Тексты из Послания Павла к галатам - это указание на Закона кармы: "Что посеет человек, то и пожнёт. Сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в Дух от духа пожнёт жизнь вечную (Гал. 6:7-8). В стихе Пятом также содержится указание на кармическую (то есть причинную) ответственность за поступки человека. В той же части Послания апостол Павел объясняет, каким образом это происходит: деяния человека настигнут его в земной жизни. В книге Откровения есть слова: "Кто ведёт в плен, тот сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом" (Откр. 13:10). Это - цитата из пророка Иеремии о карме и реинкарнации.
Разумеется, наибольшое исследование Закон Кармы получил в ведической философии -- Ньяя (Нйайа), Вайшешика, Санкхья (Санкхйа) и Миманса (Мимамса), в Веданте, в индуизме, в буддизме и в гностицизме.
Хотя для любого человека с развитым сознанием Закон кармы (Закон воздаяния) очевиден, тем не мене большинство отвергает его, поскольку не хочет или боится отвечать за свои поступки. Более того, понятие ответственности в современном обществе почти утрачено, муж не берёт отвественность за семью, врач не отвечает не только за здоровье, но и за жизнь пациента, учитель не отвечает за ученика, правительство не отвечает за граждан, руководитель не отвечает за подчинённых и так далее.
"Мы никогда бы не увидели Рамаяны, если бы не риши Валмики и не его забота о том, как развеять те кармы, которые навлекло на него выбранное им занятие. Валмики не был риши от рождения: он был бандитом. Он занимался тем, что подстерегал и грабил людей. Иногда он требовал за них выкуп, а иногда убивал. Изредка он отпускал их. Однажды Валмики схватил небесного смутьяна Нараду и сказал, что придётся его убить, поскольку ничего ценного у того с собой не нашлось.
"Нарада ответил: "Хорошо, я готов умереть, но, пожалуйста, скажи мне, зачем ты грабишь людей".
"Валмики ответил: "Затем, что мне нужно кормить семью".
"Тогда Нарада спросил его: "Неужели ты думаешь, что они соглашаются принимать на себя твои кармы, если они соглашаются принимать от тебя еду? "
"Валмики сказал: "Конечно!", но в недрах его ума поселилось сомнение. Нарада сказал ему: "Прежде чем ты убьёшь меня и увеличишь вес своих карм, не убедиться ли тебе сперва в том, что твоя семья желает делить их с тобой?"
"Валмики пошёл домой и был как никогда удивлён тем, что членам его семьи было совершенно наплевать на все его дурные кармы. Родители сказали: "Мы воспитывали и растили тебя, пока ты был маленьким, теперь твоя очередь отдавать долги. Нам всё равно, откуда у тебя деньги, это твоё личное дело".
"Жена сказала: "Я родила твоих детей и занималась хозяйством. Ты должен обеспечить мне жизнь, и меня не интересует, каким образом. За свои кармы ты отвечаешь сам". Дети сказали так: "Мы не просили, чтоб нас тут родили. Ты нас создал и ты обязан заботиться о нас за свой собственный счёт. О своих кармах тебе придётся позаботиться самому".
"Потрясённый Валмики вернулся к Нараде, который, конечно, предвидел, что произойдёт. И Нарада объяснил ему, что преданность Вишну может уничтожить дурные кармы. Так как Валмики не мог правильно выговаривать санскритские слова, не мог повторять "Рама, Рама", Нарада велел ему вместо этого повторять "мара, мара". Мара означает "убийца", и для Валмики это было понятно".
"Мара" и "Рама" состоят из одних и тех же букв, одинаковых биджа-мантр, значит, между ними должна существовать определённая связь. Разумеется, между ними существует и определённое различие, состоящее в порядке произнесения букв. Точно так же существуют и связь, и различие между "Хара" (Шива) и "раха" (тайна).
"Валмики сел и начал повторять мантру. Он неподвижно просидел водной и той же позе шесть тысяч лет. Над ним выросли муравейники..."
Он сделал паузу, и я воскликнул: "Естественно, ведь "Валмики" означает "живущий в валмике (муравейнике или термитнике)".
"Верно. Повторяя "мара, мара" с предельной скоростью, Валмики на самом деле начал повторять "Рама, Рама". Когда он наконец вышел на свет, он был риши.