Благодаря самоотдаче наступает самадхи, или сверхсознательное состояние.
Самадхи - это завершение исканий садхаки. На вершине медитации садхака переходит в состояние самадхи, в котором тело и чувства отдыхают, как во сне, а способности ума и рассудка действуют, как при бодрствовании, и все же он находится за пределами сознания. Человек в состоянии самадхи совершенно бодр и в полном сознании.
Все сущее - это Брахман. Садхака спокоен и почитает его, как то, из чего произошел, то, чем дышит, и то, в чем растворится. Душа, находящаяся в сердце человека, меньше горчичного зернышка и больше небес, она вмещает все труды и все желания. В нее входит садхака. И тогда уже ощущения "я" и "мое" исчезают, поскольку деятельность тела, ума и интеллекта прекратилась, как бывает в глубоком сне. Садхака достиг тогда истинной йоги, у него остается только переживание сознания, истины и невыразимой радости. Это покой, превосходящий всякое понимание. Уму не найти слов для описания этого состояния, и языку не выговорить их. Сравнивая переживание самадхи с иными переживаниями, мудрецы говорят: "Нети! Нети!" ("Это не то! Это не то!") Такое состояние можно выразить только глубочайшим молчанием. Йог расстался с материальным миром и погружен в Вечное. Познающий и познаваемое не раздвоены, но слиты, как камфора и огонь.
И тогда из сердца йога изливается "Песнь души", которую спел Шанкарачария в своем "Атма Шактам".
Песнь Души
Я не личность и не разум, не сознание и не мысль,
Меня нельзя услышать, ни выразить словами, ни обонять, ни узреть;
Не найти меня ни в свете, ни в ветре, ни на земле, ни на небе -
Я - воплощенное сознание и радость, Блаженство блаженных.
У меня нет имени, у меня нет жизни, я не дышу живым воздухом,
Никакие стихии не дали мне форму, никакая телесная оболочка
не дает мне приют;
Нет у меня речи, ни рук, ни ног, ни средств развития -
Я - сознание и радость и Блаженство в растворении.
Я отбросил ненависть и страсти, я преодолел заблуждения и жадность;
Я не обольщался гордыней и потому не порождал зависти;
Я стою вне всяких верований, вне богатства, свободы и желаний,
Я - воплощенное сознание и радость, Блаженством я облечен.
Добродетели и пороки, удовольствия и страдания - это все не мое наследие,
Ни священные тексты, ни жертвоприношения, ни молитвы, ни паломничества;
Я не пища, и не поедание пищи, и не тот, кто ест, -
Я - воплощенное сознание и радость, Блаженство блаженных.
Я не знаю страха смерти, ни бездн, разделяющих расы,
У меня нет родителей, никакие узы рождения не связывают меня,
Я не ученик и не учитель, у меня нет родни, нет друзей -
Я - сознание и радость и конец нахожу, вливаясь в Блаженство.
Я не познаваем, и я не знание, ни познающий,
форма моя бесформенна,
Я живу в чувствах, но чувства не мое жилище;
Я всегда нахожусь в спокойном равновесии,
ни свободен, ни скован -
Я - сознание и радость, и обретаюсь в Блаженстве.
ЧТО ТАКОЕ САМАДХИ?
Самадхи - это сверхсознательное состояние. Это слияние с Богом или Верховным Брахманом. Состояние самадхи неописуемо. Нет ни средств выражения, ни языка, чтобы о нем рассказать. . Вы должны пережить это состояние на личном опыте в ходе непосредственного интуитивного познания. Можно ли объяснить вкус леденца? Состояние самадхи - это абсолютное блаженство, радость и покой. Это все, что можно о нем сказать. Каждый должен пережить его сам. В самадхи созерцатель утрачивает свою индивидуальность и отождествляется с Высшим "Я". Как камфора отождествляется с огнем, так созерцатель сливается с созерцаемым. Как река впадает в океан, так индивидуальная душа вливается в Высшую Душу - океан Абсолютного Сознания.. Это блаженное божественное переживание возникает тогда, когда эго и сознание растворяются.
Самадхи - это вовсе не окаменелое инертное состояние, как воображают многие недалекие люди. Это потрясающее переживание единства и целостности. Это переживание полностью вне сферы действия чувственного восприятия. Зритель и зрелище становятся единым. В состоянии самадхи стремящийся не осознает ни внешние, ни внутренние объекты. В этом состоянии нет ни мышления, ни слуха, ни обоняния, ни зрения. Самадхи - это достояние каждого человеческого существа.
ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ДОСТИЖЕНИЮ САМАДХИ
Вера, способность к концентрации сознания, память, целибат и умение различать - вот средства для достижения самадхи. Только одна Божья милость может провести вас в миры трансцендентального опыта, или нирвикалъпа-самадхи .
Посредством практики йоги Kундалини может быть пробуждена и подняться по сушумна-нади, пробуждая все чакры. Когда кундалини выходит через центр сахасрары («врата Брахмы») наступает нирвикальпа самадхи. Нирвикальпа-самадхи — «самадхи без форм». Осознание Высшего «Я», Парашивы, состояние единства вне всех изменений и различий, вне времени и пространства. Калпа означает порядок, время, а ви придает значение измененности. Таким образом викалпа — «различие, разнообразие восприятия». Нир — «вне».
Самадхи следует за дхьяной.
Дхарана, дхьяна и самадхи вместе составляют самьяму. Наряду с пратьяхарой, эти три составляют антаранга садхану. Первые четыре, а именно яма, нияма, асана и пранаяма--это бахиранга садхана. Подлинная раджа-йога начинается с пратьяхары, с антаранга садханы. Самьяма составляет действительную практику раджа-йоги.
Благодаря практике самьямы вы можете постичь истину о вещи, на которую медитируете. Вы можете сойтись лицом к лицу с подлинной природой вещей. Вы можете обрести различные сиддхи и психические способности.
Практикуя самьяму на солнце, йоги получают знание о мире. Самьяма на луну дает им знание о звездной системе. Самьяма на полярную звезду открывает ему истину о движении звезд. Если йог практикует самьяму на слона, он обретает силу слона. Практикуя самьяму на свое тело, йог способен дематериализовать физическое тело и перемещаться невидимым. С помощью подобных самьям на различные другие формы или объекты можно обрести различные сиддхи, такие как ясновидение, яснослышание, телепатия, трикала-гьяна и т.д. Особенно упомяну еще одну самьяму и попрошу вас практиковать ее. Это самьяма на добродетели, ибо, практикуя самьяму на такие добродетели, как любовь, дружелюбие и т.д., вы сможете излучать эти добродетели и, направляя их на других людей, преображать их.
Самьяма на внутреннее "Я"--это цель практики раджа-йоги. Все прочие самьямы только лишь дадут вам сиддхи, которые могут способствовать вашему падению. Остерегайтесь их. Осторожно следуйте по пути к цели, медитируйте на Высшее Я. Войдите в самадхи. Достигнете атма-гьяны.
Конечное освобождение
Раджа-йога делит самадхи на две категории--сампраджната самадхи и асампраджната самадхи. В раджа-йоге описаны различные стадии: савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, саванда сашмита. Все они составляют сампраджната или сабиджа самадхи. В асампраджната или нирбиджа самадхи все самскары сожжены и вы обретаете кайвалья мокша.
Нирвикальпа-самадхи — «самадхи без форм». Осознание Высшего «Я», Парашивы, состояние единства вне всех изменений и различий, вне времени и пространства. Калпа означает порядок, время, а ви придает значение измененности. Таким образом викалпа — «различие, разнообразие восприятия». Нир — «вне».
В Веданте это называют также арупа манонаса и сарупа манонаса. Манолайя--это лишь временное растворение ума, оно неспособно дать вам мокшу. Ум возвращается снова. Мы стремимся к манонаса, к тому разрушению ума, при котором вы достигаете мокши. Все самскары и раджа-двеши должны быть сожжены. Тогда только вы достигните асампраджната самадхи. В сарупа манонасе раджас и тамас полностью разрушаются, остается только саттва. Сарупа манонаса служит для достижения дживанмукты. Дживанмукты используют мыслеформы для совершения локасамграхи. Арупаманонаса переходит в видехамукти, и весь ум разрушается.