IV. КАЙВАЛЬЯПАДА, или ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ
1. Сверхъестественные силы возникают от рождения, также зельями, мантрами, подвижничеством и самадхи.
2. Переход в другое жизненное состояние совершается потоком пракрити (природной созидательной силы).
3. Созидательное начало (пракрити), не приходит в движение по случайной причине, но путем удаления препятствий, как в случае с землепашцем.
4. Сотворенные умы возникают только из эгоизма.
5. Там, где есть разница интересов, один ум управляет многими умами.
6. Из них ум, рожденный медитацией (дхьянон), свободен от впечатлений..
7. Карма йогина не является хорошей или плохой. Что касается других, существует три рода кармы.
8. Из этих трех происходит развитие васан (склонностей и инстинктов), которые и вызывают появление результатов карм.
9. Благодаря памяти и впечатлениям (самскарам), существует связь причины и следствия несмотря на разделение, обусловленное пространством, временем и родом.
10. Они (самскары) не имеют начала, ибо желание жить — вечно.
11. Удерживаемые вместе причиной и следствием, средой и предметом, они (васаны) исчезают с их исчезновением.
12. Прошлое и будущее существует в сварупе (истинной природе), есть лишь разница в состоянии свойств.
13. Они (состояния свойств), проявившиеся или нет, имеют природу качеств (гун).
14. Вещи реальны вследствие единства внутри модификации (паринамы).
15. Даже если внешний обьект тот же самый, есть разница познания по отношению к объекту вследствие разницы в состоянии ума (читты).
16. И если объект, зависящий от одного-единственного ума, не познан этим умом, будет ли он тогда существовать?
17. Объект узнаётся или не узнаётся умом (читтой) в зависимости от того, окрашен ум этим объектом или нет.
18. Изменения читты (сознания) всегда известны по причине неизменности ее владыки, Пуруши.
19. Читта (сознание) не обладает собственным светом, как это может быть узнано (через посредство Пуруши) .