«ЙОГА-СУТРА» ШРИМАД ПАТАНДЖАЛИ»
(пер. с санскрита К. Свенссон)
«Йога Сутры» Патанджали – главный канонический текст йога даршаны – одной из систем ортодоксальной индийской философии. Текст, написанный в виде сутр – коротких и емких предложений, описывающих предмет йоги, ее цель и ведущий к ее достижению восьмиступенчатый путь, состоит из 4 глав и чуть менее двух сотен лаконичных изречений. И хотя со времени его написания прошло уже более двух тысячелетий, более почитаемой и насыщенной под самую завязку смысловыми оттенками и сверкающими гранями истины книги в йоге нет.
Древнейшая традиция Йоги во II веке до н. э. была систематизирована ведическим мудрецом Шримад Патанджали в его знаменитом шедевре «ЙОГА-СУТРА», которая состоит из 4 глав: о высшем сознании, об ученичестве, о сверхспособностях и о полном отречении и свободе.
Патанджали (санскр. पतञ्जलि, patañjali?) — основатель Йоги, философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II в. до н. э. Проповедовал необходимость благочестивых упражнений (асаны, крийи и пранаямы) для осуществления контроля над деятельностью ума и достижения единения живого духа с Богом, обретения состояния Просветления или «Маха Самадхи», нирваны. Считается автором (составителем) знаменитой «Йога-сутры», но роль его в этом отношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философских учений известного типа, их изложению и философскому обоснованию. Патанджали представил свою работу в стиле Сутры. Некоторые исследователи отождествлют его с другим Патанджали, лингвистом, автором обширного комментария к знаменитой индийской грамматике Панини, озаглавленного "Махабхашья". Полагают, что Патанджали жил во II в. до н.э. и был современником Катьяяны. В индийских памятниках встречаются легендарные подробности его биографии: так, рассказывается, что Патанджали упал с неба в виде змейки в ладонь Панини, что, очевидно, основано на народной этимологии имени Патанджали (pat = падать, añjali = ладонь).
«Йога-Сутра» — это органический сплав научного изложения и религиозного духа, свидетельство высшего миросозерцания, достижимого раскрепощенным сознанием. Видимо, такое сознание имел в виду Ошо Раджниш, когда писал: «Наука и религия взаимно дополняют друг друга. Если мы сумеем понять их различия и их взаимодополняемость, из этого может родиться лучшая мировая культура».
Йога-сутра написана на санскрите, который очень труден для перевода в силу своей символичности. Четыре раздела текста изложены афористично — в виде коротких отрывочных высказываний, которые называются сутрами. Каждая сутра имеет порядковый номер. Первый раздел определяет, что есть йога, и рассказывает для чего надо ею заниматься: «Когда сосредоточение „без рассуждения” очищено, спокойствие читты (разума) прочно устанавливается». То есть конечная цель занятий йогой — остановка деятельности ума и пребывание в состоянии полной чистоты и пустоты сознания. Второй раздел повествует о способах достижения внутреннего равновесия. Здесь ведется речь о восьми составляющих йоги. Это яма (моральное самоограничение), нияма (этические предписания), асана (правильная поза), пранаяма (контроль дыхания), пратьяхара (отключение чувств), дхарана (концентрация), дхьяна (медитация) и самадхи (сверхсознательное состояние). В конце главы изложены четыре истины буддизма о страдании, причинах и пути избавления от него. В третьем разделе речь идет о трех высших стадиях йоги: удержании сознания в одной точке (дхарана), ступени чистого созерцания (дхьяна) и истинном сосредоточении (самадхи), а также рассматриваются пути достижения сиддх — чудесных способностей вроде абсолютного слуха или умения ходить по углям. Четвертый раздел посвящен тому, как достичь абсолютной свободы сознания.
На протяжении всех 22 веков на «Йога Сутры» было составлено несметное количество комментаторской литературы, по объему в десятки раз превосходящее основной текст. Первый и самый известный комментарий Вьясы – «Вьяса бхашья», обычно даже публикуют вместе с основным текстом, как неразрывное целое. Есть также очень известные комментарии Вачаспати Мишры, Виджнянабхикшу, текст «Раджа йога», написанный на рубеже XX века Вивеканандой и много-много других, созданных также и в наше время. Изначально комментарии, как и основной текст, писались на санскрите, в более поздние времена авторы использовали свои родные местные языки, а современные авторы пишут на английском.
Всех комментаторов условно можно разделить на две основные группы: высокоученых пандитов, знатоков текстов и их толкований, заслуживших признание за свою ученость и эрудицию и практиков йоги, которые старались понять этот фундаментальный текст через призму своего опыта. Комментарии первых иногда более понятны, комментарии вторых лежат ближе к истине, содержащейся в сутрах, хотя понять их зачастую бывает трудно.
аудиокнига Йога-сутры Патанджали с комментариями святого йога Вьясы