Предметом изучения Тантры являются жизнь и среда ее существования. Жизнь создана определенными законами и действует по этим законам. Все живые существа сходны по своему составу, хотя и отличаются друг от друга как отдельные единицы. Индивидуальные различия приводят к появлению широкого разнообразия стилей поведения. Различные науки понимают такие отличия по-разному: психолог может описывать поведенческие схемы в понятиях интро-версии, экстраверсии и амбиверсии, Шелдон говорит о многообразии человеческого поведения в категориях эндоморфизма, эктоморфизма и мезоморфизма, аюрведический врач разделяет людей на категории в зависимости от преобладания в их характере вайю, или ваты (ветра), питты (желчи) и капки (слизи)*, а для тантристов важнейшими показателями являются саттва, раджас и тамас — три гуны, или разновидности энергии, образующие в совокупности изначальную природу (мулапракрити).
В непроявленном состоянии гуны пребывают в равновесии. Когда это равновесие нарушается, возникает проявленная вселенная. Три разновидности энергии в действительности являются одной энергией, проявляющейся в трех формах и переходящей из одной формы в другую. Саттва и тамас представляют собой статичные принципы и не способны приходить в движение самостоятельно. Раджас является динамичным принципом деятельности; он непрерывно превращает тамас в саттву и наоборот. Слово саттва происходит от санскритского корня cam, означающего «истина, бытие, сущность». Раджас представляет собой деятельность, а тамас — это экранирующая сила и инертность.
С тантрической точки зрения, различные темпераменты определяются соотношениями трех бхав (эмоциональных состояний). Пашу-бхава (наш: «аркан, связывать») представляет собой состояние сознания, подчиняющееся тамасу — вялости, сонливости и неведению. Состояние вира-бхава (вира: «герой, смелый, деятельный») соответствует раджасу. Дивья-бхава представляет собой божественный, или богоподобный темперамент, когда в сознании человека господствует саттва.
Дошедшие до нас рукописи тантр датируются начиная с 9 в. н. э., при этом высказывается предположение, что тексты составлялись уже в 7 - 8 в. н. э. Ферштайн утверждает, что тантры в записанном виде появились не раньше середины первого тысячелетия н. э. (Ферштайн, с. 572). Самые поздние тексты, относящиеся к этому классу, датируются 18 - 19 веками (Древо индуизма, с. 72 -73). Шивайя Субрамуниясвами относит тантры их даже к 6 – 5 тыс. до н. э. (Субрамуниясвами, с. 629).
Тантры бывают трех типов: агамы, нигамы и упатантры. Агамы и нигамы представляют собой диалоги Шивы и его супруги на философские темы, причем в агамах Шива поучает свою Шакти, а в нигамах наоборот, Шакти поучает Шиву. Упатантры представляют из собой диалог Шивы или Шакти с каким-либо мифологическим персонажем (Горохов, с. 536). Самые авторитетные тантры созданы на санскрите, но есть также тексты на древних дравидских и новоиндийских языках. По одной из традиционных классификаций, свод тантрической литературы включает в себя 28 агам шиваизма, 108 самхит вишнуизма (школа панчатантра) и 64 тантры шактизма (на самом деле, число тантр и самхит намного больше, около 200). Наиболее важны среди тантр Куларнава, Маханирвана и Тантрараджа (Пахомов 2002, с. 137).
Написаны тантры темным языком, непонятным без комментария. Это связано с тем, что в тантризме всегда отдавался приоритет устной передаче знания, и поэтому без объяснения гуру тексты тантр так загадочны. Содержание их разнообразно, оно включает в себя метафизические спекуляции, техники йоги, магико-сексуальные ритуалы, предписания относительно храмового поклонения и др. Именно в тантрах развивается представление о божественной энергии – шакти, символизируемой в женском облике и пробуждаемой с помощью йогических техник. Многие считают, что именно в тантрах нашло отражение мировоззрение Индской цивилизации с присущим ему поклонением женскому началу. Тантрическая традиция в индуизме всегда находилась в серьезной оппозиции к традиции ведической (брахманистской) и в то же время образовывала вместе с ней сложный конгломерат. Так, современный индуистский ритуал в основном является тантрическим, а не ведическим (Древо индуизма, с. 73; Индуизм, с. 412; Пахомов 2002, с. 138; Субрамуниясвами, с. 629; Тантрический путь, с. 52; Nelson ).
Благодаря тантрам в ритуальную практику шактистов входят такие важные элементы, как мантры, биджи, янтры, мудры и ньясы (Бхаттачарья, с. 130). В текстах вамачары увпервые упоминается знаменитая панчамакара (или панчататтва) (Бхаттачарья, с. 121).
В настоящее время некоторые тантры переведены с санскрита и изданы, но многие существуют только как рукописные тексты, бережно оберегаемые шактистами и недоступные для ученых.
Интересным представляется вопрос о соотношении шактизма и тантризма. Индуистский тантризм по традиционным представлениям есть форма шактизма, и все шактисты так или иначе являются тантристами. Но все же не следует ограничивать тантру только лишь рамками шактизма. К тантризму также относят некоторые формы шиваизма (большинство течений кашмирского шиваизма, агхора, капалика, трика, в некоторой степени вирашайва) и вишнуизма (сахаджия, радхаваллабха) (Индуизм, с. 412 – 413; Пахомов 2002, с. 18; Тантрический путь, с. 48 – 49). Когда речь идет о различных направлениях индуистской религии, следует знать, что они так тесно переплетены между собой, что границы между ними часто бывает достаточно трудно провести.
Ярким примером данного утверждения является школа кали-кула-крама, существовавшая в этот период, которая еще называется просто крама или рахасья-каула. Это школа – самое влиятельное из всех шактистских направлений внутри кашмирского шиваизма. Она была распространена в основном в Кашмире, и ее последователи считает свое учение откровением Шивы, переданным людям через его супругу Шакти-Бхайрави. Это направление шактизма процветало в 9 – 12 веках, но после мусульманского вторжения пришло в упадок. Особенностью философии крамы является описание реальности в терминах познания (Пахомов 2002, с. 83 - 84; Тантрический путь, с. 50). Шактистски ориентированные кашмирские шиваиты делают акцент на преданном почитании одновременно и Шивы, и Шакти, а также совершении тантрических обрядов, включая практики вамачары. Кашмирские учителя, такие, как Сиддха Ватуланатха, Абхинавагупта (10 – 11 вв.) и Махешварананда (12 – 13 вв.), славились своей ученостью, и ими были написаны многочисленные сочинения по тантре (Субрамуниясвами, с. 678 – 679).
В Дэви Упанишаде Высшая Богиня описывает свою истинную природу, которая превосходит все эмпирическое существование:
- Великая Богиня, кто Ты?
Она отвечает: - Я сущностно являюсь Брахманом [Абсолютом].
Из меня произошла образующая мир Пракрити [материальная субстанция]
и Пуруша [космическое сознание],
пустота и Полнота.
Я все формы блаженства и не-блаженства.
Знание и невежество - это Я.
Я - пять элементов, и так же то, что отлично от них,
панчабхуты [пять грубых элементов] и танматры [пять тонких элементов].
Я - весь мир.
Я - Веда так же как то, что отлично от нее.
Я - неизвестное.
Снизу и сверху и вокруг - Я.
Наряду с телоутверждаюшей концепцией, тантра отстаивает также мироутверждающую концепцию: тантрическая философия обосновывает реальность внешнего мира, что противоречит другим системам, которые отрицают реальность как внешнего мира, так и тела. Некоторые тантрические учения уделяют большее внимание проявленному миру, чем майявади, считающие мир иллюзией, а Бога - единственной Реальностью (нецуа-листическая адвайта-веданта). В этом отношении прекрасной иллюстрацией является кашмирский шайвизм. Тантрические системы, однако, отстаивают реальность мира, как реальность сознания и потому весьма существенно отличаются от современных материалистических учений.
Следует отметить, что точке зрения тантры на мир как реальному проявлению реального сознания противостоит сегодня так называемая современная тантра. Она занята главным образом умилостивлением Богинь с помощью Шри Чакры. Данная традиция восходит к недуалистической веданте. Известно, что эта веданта породила многих великих тантрических Мастеров, среди которых наиболее выдающимся является Шанкарачарья, гениальный ведантический философ, написавший много замечательных работ по тантре, предназначенных для служения Божественной Матери (например, «Саундарья Лахири»).
Традиция шактов (или обычай поклонения Божественным Силам, Шакти, т.е. Богиням) восходит главным образом к учениям адвайты или майявади, которые отстаивают концепцию иллюзорности внешнего мира. Суть этих учений изложена в «Дэви Бхагавата Пурана», одной из наиболее важных тантрических работ, посвященных Богиням. Эту работу следует отличать от «Шримад Бхагаватам», которая имеет прямое отношение к традиции вайшнавов (поклонению Вишну), представляющей дуалистическую веданту, или двайту. Учение вайшнавов гласит, что внешний мир дарован Реальностью. Иными словами, Бог как Духовная Реальность сотворил материальную реальность Вселенной. Такое воззрение не является прерогативой тантры.
Нет в тантре ничего такого, что противоречило бы миро-утверждению; точно так же нет в мироотрицании ничего такого, что противоречило бы тантре. В сущности, не существует лишь одной строгой ортодоксальной традиции мироутвержде-ния либо мироотрицания. В мироотрицающей традиции почитания Божества являются персонификацией Высшего Я, или Абсолюта, скрывающегося за всеми проявлениями.