История возникновения тантры теряется в глубине веков. Считается, что веды и тантрийские тексты возникли из одного общего источника: в Тирумандираме сказано, что веды и агамы (тантрийские тексты) различаются лишь в придании особого значения определённым практикам. А вот небольшое количество тантрийских текстов периода древней письменности объясняется вовсе не тем, что тантра тогда еще не существовала. Во первых, в тантре знания всегда тщательно охранялись от непосвящённых во избежание их неверного применения. До определённого времени передача знаний осуществлялась только в индивидуальной устной форме от учителя к ученику. И только в более позднее время их стали записывать. Во вторых, в тантре есть уникальное представление о том, что существует непрерывный процесс замены устаревающих текстов новыми. При этом актуальная сущность текстов сохраняется, но форма изложения и язык соответствуют новым времени, месту и обстоятельствам. Причина этого в том, что тантра не является догматической и неизменной формальной системой. Тантра - это живая и непрерывно обновляющаяся система, постоянно совершенствующая свои методы. Поэтому возникновение тантры не связывают с именем одного человека, её формировали многие выдающиеся мастера.
Учение Тантры нашло свое выражение в многочисленных тантрических текстах, в произведениях искусства, в алхимических опытах и магических ритуалах.
Целью всех последователей тантризма является примирение и слияние всех существующих в мире противоположностей. Так, к примеру, Тантра полностью отвергает общепринятое на Западе противопоставление духовного и физического - "духовного верха" и "телесного низа". Тантра не отвергает плотскую, телесную сторону жизни. Тантра принимает человека таким, какой он есть, со всеми его чувствами, желаниями, естественными потребностями, инстинктами.
Если бинду задерживается в теле, то жизнь не убывает в нём. Огромная сила, энергия, острый ум, тапас, созерцание, мауна (молчание), а также сиддхи - все это обретается, если бинду сохраняется должным образом. Тот, кто сохраняет семя, может достичь бессмертия, обрести преображённое тело, вечно молодое, свободное от старения и дряхлости, являющееся прекрасным воплощением божественного, вместе со способностью даровать умершему или умирающему подвижнику золотую землю в качестве обители
Центральное понятие Тантры - Реальность (высшая реальность, понимаемая как единое, неделимое целое). На индийском языке Реальность называется шива-шакти. Название это является производным от имен верховного бога в индуизме Шивы и верховной богини Шакти. Каждый человек в состоянии постичь эту высшую Реальность и отождествить себя с Шивой и Шакти - изначальной космической любовной парой. Все земные любовные пары являются всего лишь подобиями этой верховной пары.
Тантру нельзя назвать религией в строгом смысле этого слова. Скорее Тантра - это совокупность практических методов, помогающих расширению человеческих способностей, и в первую очередь человеческого сознания. Само слово Тантра образовано от санскритского корня тан - расширять. Экспериментальные методы Тантры не имеют ничего общего с пустым словоблудием и бессмысленной болтовней.
Учение Тантры говорит, что любой человек в состоянии вырваться из цепи перерождений и душа его тогда сможет вернуться к своему первоисточнику и обрести в нем покой. Для этого он должен научиться "растворять" и "выжигать" свою карму при помощи медитаций и посредством обретения глубокого душевного покоя.
Учение Тантры считает наше обычное состояние бодрствования всего лишь еще одной формой сна. Те события, которые происходят с нами якобы в действительности, на самом деле являются всего лишь тем, что мы видим во сне. Для того чтобы прийти к Освобождению, человек должен совершить духовное усилие и пробудиться ото сна, увидев реальность такой, какая она есть на самом деле. Подобным же образом человек должен обрести осознание собственных сновидений. Необходимым условие для осознания собственных сновидений является искусство запоминать свои сновидения после пробуждения. Что касается сексуальных отношений в Тантре, то один из ранних тантрических текстов Брихадаранъяка упанишада утверждает: "Мужчина, который вступает в сексуальный контакт, зная при этом формулу кармы и ее действие, переносит на себя хорошую, положительную карму своей партнерши. Мужчина, который занимается любовью, ничего не зная о карме, всерьез рискует лишиться своей хорошей кармы, полностью отдав ее своей партнерше".
Таким образом, мы видим, что во время занятий любовью происходит обмен кармами между партнерами. В течение всего полового акта жизненные силы партнеров смешиваются. Индивидуальные кармы мужчины и женщины сливаются, и происходит взаимный обмен, который может повлиять на их как личное, так и совместное предназначение. То, что на самом деле происходит, зависит от уровня сознания партнеров. Если один является более сознательным, чем другой, то их взаимодействие приведет к негативному кармическому обмену. С другой стороны, если в отношениях партнеров преобладает любящее сострадание, происходит позитивный и обогащающий обоих партнеров кармический обмен.
Ритуальные занятия любовью в Тантре
Ритуальные занятия любовью занимают центральное место как в даосской традиции, так и в учении Тантры. Ритуальные занятия любовью возвышают обыденный, земной половой акт до духовного уровня. Отношение к занятиям любовью, как к священному ритуалу, наделяет сексуальный акт особенным, космическим смыслом, далеко выходящим за границы самой жизни. Более того, ритуальный акт обладает магической энергией, являясь перекидным мостом между познанным и неведомым Сексуальные ритуалы могут раскрыть душу для более глубокого переживания экстаза Ритуальные занятия любовью в даосизме и в учении Тантры считаются наиболее коротким путем для достижения духовного Освобождения. Ритуал может быть спонтанным, но он требует интуитивного осознания и эмоциональной стабильности, для того чтобы быть эффективным.
Тантрические и даосские любовные трактаты настаивают на важности взаимного поглощения любовных соков, которые выделяются при сексуальном контакте. И даосы, и адепты Тантры придавали этой технике огромное значение. Это связано со стойким убеждением и тех и других в том, что потеря семени может ослабить мужчину физически и в духовном плане, а также сократить годы его жизни. Способ восполнить потерю жизненной энергии, которая неизбежно происходит при эякуляции, заключается в том, чтобы сознательно всасывать в себя женские любовные соки. Для этого может быть использовано множество разных техник, каждую из которых мы рассмотрим в деталях. При применении этих техник в данном случае важную роль играет и женщина, и мужчина.
В первую очередь мужчина должен позаботиться о том, что его лингам должен находиться в йони без эякуляции настолько долго, насколько это вообще возможно. Это дает мужчине возможность всасывать в себя инь-эссенцию женщины из ее неисчерпаемого внутреннего источника. Таким образом, жизненная энергия мужчины увеличивается. Даосизм утверждает, что при любом извержении семени мужчина может потерять свою жизненную силу в том случае, если не восполнит ее путем поглощения инь-эссенции женщины.
Сексуальная жизнь, согласно Тантре, преследует три цели: продолжение рода, физическое наслаждение, высшее духовное наслаждение (самадхи). Последнюю цель выбирает тантрический йог, который лишен сексуальных предрассудков и использует секс как средство для пробуждения кундалини, как часть своей садханы, которая требует от него, чтобы он максимально растянул сексуальное наслаждение во времени. Обычно сексуальный контакт прекращается прежде, чем человек успевает продлить его и углубить. Однако существует определенные техники, которые могут растянуть это наслаждение даже на всю жизнь, и тогда пробуждаются “мертвые” зоны мозга, возрождаясь к жизни благодаря трансформированной сексуальной энергии.Сущность вама марги состоит в том, что пробуждение кундалини осуществляется через половые отношения между мужчиной и женщиной. По существу, концепция вама марги основана на принципах, которые детально описаны в современной физике и известны под терминами “дифференциация” и “интеграция”, то есть - расщепление и слияние. Мужчина и женщина представляют позитивную и негативную энергии, а на ментальном уровне - время и пространство. Являясь полярными силами, они, однако, во время сексуальной связи сближаются до тех пор, пока не произойдет взрыв, рождающий материю. В этом заключается основной смысл тантрического посвящения, которое разработано весьма основательно в древнейших писаниях, акцентирующих на то, что энергетические волны, возникающие во время сексуальной связи, менее важны, чем процесс, направляющий их к высшим центрам, Все знают, как возникает эта энергия, но мало кто знает, как направить ее к высшим центрам. А между тем, без этого знания невозможно понять саму душу этой могучей энергии, которую мы обычно выпускаем наружу и на этом наша мимолетная связь обрывается. Слово “бинду” означает “точка” или “капля”. Тантра бинду называет ядром, обителью материи, источником творения. И хотя бинду находится в высших центрах мозга, развивающиеся эмоции и страсти заставляют ее соскользнуть в нижние центры, где точка превращается в каплю семенной жидкости, которая выделяется при половом оргазме. Согласно Тантре, удержать бинду абсолютно необходимо по двум причинам: во-первых, процесс регенерации может происходить только с помощью бинду, а во-вторых, все духовные переживания обусловлены вспышкой бинду. В связи с этим Тантра рекомендует определенные практики, с помощью которых мужчина-партнер может остановить эякуляцию и удержать бинду. Чтобы удержать юинду, мужчина должен совершенствовать свою практику ваджроли мудры, мула бандхи и уддияна бандхи. Если эти крийи выполняются безупречно, бинду можно удержать, и тогда половой акт достигает высшей точки в момент вспышки энергии, которая не взрывается оргазмом, а продолжает пребывать на уровне напряжения. В этот момент и следует направить эту энергию к высшим центрам вверх по позвоночнику. Чтобы это произошло, необходимо овладеть предварительно некоторыми крийями йоги (наши-моттанасабана, салабхасана, ваджрасана, супта ваджрасана и сиддхасана). Эти асаны полезны для сжатия нижних центров. В противном случае уровень энергии снижается, происходит эякуляция, резко понижается температура тела, нервная система впадает в угнетенное состояние, мозг продуцирует свои проблемы и возникают чувства потери, депрессии, вины, разочарования... Помните, что удержание бинду не рассеивает энергию и не приводит к слабости - скорее оно увеличивает частоту секса без вреда для обоих, пополняя совместный запас энергии.
Женщина обладает особой точкой концентрации, которая расположена в муладхаре, шейке матки, за ее отверстием. Крайнее возбуждение именно этой точки ведет к оргазму, который на языке Тантры называется пробуждением. Чтобы растянуть это чувство, необходимо накопить достаточно энергии в этой точке. Однако обычно слегка накопившаяся энергия тут же рассеивается. Чтобы этого избежать, женщина должна уметь удержать свой ум в абсолютной концентрации на этой точке при помощи практики сахаджоли, которая сжимает влагалище и утробные мышцы. Если девочки научились выполнять уддияну бандху в раннем возрасте, они смогут со временем усовершенствовать и свою сахаджоли. Уддияна бандха всегда выполняется с задержкой после выдоха и важно научиться выполнять ее в любом положении. Хотя ее обычно совершают в сиддха йони асане, следует научиться делать ее так же хорошо в ваджрасане или позе вороны. Когда вы практикуете уддияна бандху, спонтанно происходят и две другие бандхи: джаландхара и мула бандха. Многолетняя практика постепенно сформирует острое чувство концентрации на этой особой точке физической локализации и проявит свою духовную природу. Тантра разъясняет, что существуют два типа оргазма: один происходит в нервной системе и известен всем женщинам, а другой - в муладхаре. Когда сахаджоли выполняется в процессе майтхуны (половой акт), пробуждается муладхара и возникает духовный, или тантрический, оргазм. Если женщина-йог и способна выполнять сахаджоли от 5 до 15 минут, тантрический оргазм будет продолжаться столько же. Растягивая подобное состояние, женщина изменяет обычный поток энергии и выходит за пределы обычных сексуальных переживаний в состоянии дхьяны. В противном случае она не испытает тантрического оргазма, произойдет обычный выброс энергии, наступит чувство неудовлетворенности и депрессии. Поэтому сахаджоли для женщин крайне важна, но чтобы усовершенствовать эту крийю, ей необходимо практиковать уддияну, наули, наукасану, ваджрасану и сиддха йони асану. Для замужних женщин весьма полезна практика амароли (что означает “бессмертие”), предохраняющая от многих болезней благодаря воспроизводству особого гормона простагландина, который способен нейтрализовать яйцеклетки и предотвратить зачатие.
В обычной жизни мужчиной овладевает сладострастие, но во время майтхуны этого не должно быть. Тантра требует, чтобы мужчина относился к женщине, как к божественной матери, Дэви, и приближался к ней с чувством преданности и подчинения, а не с вожделением.
И все-таки не все готовы следовать этим, казалось бы, легким путем, ибо майтхуна - не сексуальное наслаждение, хотя внешне они похожи. Во взаимоотношениях между мужем и женой, например, есть определенная зависимость и чувство собственности, а в Тантре каждый партнер независим. Другая особенность, тантрической садханы - развитие бесстрастия. Ум мужчины, например, должен быть подобен уму брахмачарина, свободный от сексуальных мыслей и страстей, которые обычно возникают в присутствии женщины. Оба партнера должны быть очищены как внешне, таки внутренне от всякой скверны, прежде чем приступить к майтхуне. Это требование Тантры весьма трудно понять обычному человеку, который под сексуальным воздействием привык видеть исход страсти, физических или эмоциональных привязанностей или средством для продолжения роды. Чтобы освободиться от этих инстинктивных побуждений и встать на путь вама марги, необходимо долгие годы следовать по пути дакшина марги. Лишь после этой аскезы человек всем своим существом понимает, что майтхуна предназначена самой природой не для физического удовлетворения, а для возрождения сушумны, сквозь которую наконец-то сможет подняться кундалина, Шакти Шивы, к своему возлюбленному супругу.
Этот путь нельзя использовать неосмотрительно как предлог для потворства своим низменным страстям. Этот путь предназначен для трезвых и серьезно мыслящих, кто относится к энергии как средству достижения самадхи, высшего духовного пробуждения, иначе эта энергия превратится в средство их гибели.
Панча макара. Сексуальная тантра
Одна и та же техника или пуджа на разных ступенях тантры выполняется по разному. То, что на первых ступенях тантры может выглядеть как внешний ритуал поклонения, на более продвинутом этапе практики становится работой с внутренней энергией, а затем - с сознанием. Это происходит естественным образом: по мере продвижения тантриста, его внутренний опыт становится все более глубоким - практикующий начинает реально ощущать самого себя не только телом, но и энергией и сознанием.
В качестве примера можно рассмотреть известную тантрийскую практику
очищения панча макара садхана (практика пяти "м"). На начальном этапе при
его выполнении употребляют немного мяса (манса), рыбы (матсья), зерна
(мудра), вина (мадира) и практикуют сексуальное соединение с партнёром
(майтхуна). Зерно соответствует земле, рыба - воде, вино - огню, мясо -
воздуху, секс - пространству. Практикующий этот ритуал осознанно
использует каждое из первых четырех "м" для пробуждения и активации
соответствующих собственных энергии и элемента. С их помощью намеренно
активируется сексуальная энергия. В следующем затем сексуальном соединении
тантрист отождествляет себя и партнера с двумя божествами (как правило,
это Шива и Шакти). Визуализация (представление) этого должна быть
настолько сильной, чтобы практикующий реально увидел и почувствовал себя и
партнера как соответствующие божества. Возникающее состояние возбуждения
используется для открытия осознаванию тех глубин сознания, которые обычно
недоступны. При этом сексуальная энергия, отделенная от сопутствующих ей
обычно эмоций и желаний, пополняет оджас - тонкую энергетическую эссенцию,
живительно действующую на весь организм.
Поднимаясь вверх, в сахасрару, оджас разжигает теджас - огонь сознания,
который усиливает медхагни - огонь ума и восприятия; теджас и медхагни
сжигают все затемнения в сознании. С помощью силы теджаса и медхагни
осуществляется "внутренняя майтхуна" - внутренняя Шакти (т.е. кундалини)
сливается с внутренним Шивой (т.е. сознанием). Сознание, освобожденное
силой Шакти из плена материального мира устремляется к Несравненному,
вечному Центру, океану единственной Реальности, Божественному. Не всякий
практикующий тантру способен правильно выполнить такую панча макару. Что
же касается людей несведущих, то, услышав о подобном ритуале и дополняя
свое незнание бурными фантазиями, они составляют чудовищно искаженное
мнение о тантре как о пьяном разврате. Из-за человеческой склонности все
интерпретировать, обычно, узнав лишь малую часть, ее достраивают до целого
в силу собственных представлений о нем. В этом одна из причин того, почему
тантра всегда сохранялась в тайне. В тантре сексуальное соединение
рассматривается как Божественный дар, возвышенная молитва, возможность
соприкосновения с Господом. Древние учителя тантры осознавали, что
подобное понимание исходно присуще очень немногим людям, и потому
разработали систему посвящений, которая защищает знания от невежественного
истолкования.
В этом отношении очень интересен символический смысл многих древних
тантрийских храмов Индии, например знаменитого комплекса в Кхаджурахо
(которому, кстати, в 1999 г. исполнилось 1000 лет). Фасады таких храмов
украшены сотнями эротических фигур в самых немыслимых позах. Но внутри
храмов нет ничего, кроме одного-единственного символа Божественного
Сознания и его творящей Энергии.
Если человек остается снаружи храма, то он видит лишь эти бесчисленные
эротические фигуры. Войдя же внутрь, он находит только Божественное. Во
внутренней панча макаре пять "м" приобретают иное значение: зерно - это
асаны (позы), способствующие свободному движению энергии, в т.ч.
кундалини, рыба - это пранаямы (особое дыхание), очищающие энергетические
каналы, вино - это амрита (нектар бессмертия, особая энергия), рождающаяся
в голове и опускающаяся из нее в тело, мясо - это речь, представляющая
энергию всего организма, секс - это "внутренняя майтхуна", т.е. соединение
кундалини с сознанием в сахасраре, приводящее к слиянию индивидуального
сознания с Божественным.
Высшая ступень этой практики называется адхидайвика (т.е. запредельная)
панча макара и связана с полным очищением пяти элементов тела, энергии и
сознания. В итоге все они проясняют свое состояние до изначального
состояния сияющего света, из которого были когда-то сотворены.
Предварительная стадия этого процесса выглядит как переход физического
тела к состоянию идеальной юности. Дальнейшие преобразования реализуют
"тело золотого света" - высшее состояние Божественного бессмертия.